Старший боцман

Квалификационные разряды матросов по ЕТКС

Источник фото freestockcenter/freepik

Чтобы успешно работать в качестве матроса, нужно владеть соответствующей квалификацией. Она присваивается после успешного окончания учебного заведения. 

Разряды матросов:

  • Начальным для матроса считается 3-й рабочий разряд. При нем матрос имеет право работать на речных и морских судах с мощностью головной ходовой установки от 300 до 550 кВт;

  • Матрос 4 разряда уже может выходить в рейс на судне с главным двигателем от 550 кВт;

  • Матрос 5 разряда имеет право работать на судоходных гидротехнических сооружениях, а также участвовать в работах по подъему судов.

Общие положения

1.1. Должность «Боцман» относится к категории «Рабочие».

1.2. Квалификационные требования — профессионально-техническое образование. Повышение квалификации и стаж работы на судах по профессии матроса 1 класса — не менее 3 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности: — правила и порядок выполнения работ во время швартовки и буксировки судна; — правила технической эксплуатации грузового, якорно-швартовного и бугельного устройств; — правила эксплуатации шлюпок и плотов, трапов и сходень, люковых закрытий; — сроки испытания якорных цепей, блоков, крюков, скоб и другого такелажного имущества корпусной части; — способы определения грузоподъемности и допустимые нагрузки такелажных устройств; — способы предотвращения деформации груза; — подготовку тросов к приему негабаритных грузов; — правила составления грузов и установки подкладок под груз и стропы; — способы очистки поверхности под грунтования, покраски и нанесения лакокрасочных покрытий с помощью ручного или механизированного инструмента; — способы выполнения судовых плотницких работ; — правила подачи и принятия световых и флаговых сигналов.

1.4. Боцман назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Боцман подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Боцман руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Боцман во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Общие положения

1.1. Должность «Береговой боцман» относится к категории «Рабочие».

1.2. Квалификационные требования — профессионально-техническое образование. Повышение квалификации и стаж работы по профессии матроса — не менее 3 лет. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:      — правила и порядок выполнения работ по швартовке судов;      — команды и сигналы, подаваемые с судна и с берега;      — правила пользования такелажем, инвентарем и инструментом во время швартовки;      — виды, размеры, марки шкиперского имущества и других материалов и правила их хранения;      — назначение такелажа;      — виды такелажных работ, способы изготовления и ремонта вещей шкиперского имущества (матки, кранцы и т.п.);      — правила ведения доходно-расходной документации;      — на технических участках пути, морских каналах, дистанциях пути и гидрографических базах дополнительно: правила пользования погрузочно-подъемными механизмами;      — способы выполнения плотницких, слесарных и малярных работ в объеме плотника 3 разряда, слесаря и маляра 2 разряда;      — правила разбивки и маркировки ручного лота и промерного троса;      — правила управления весельной и двигательной лодкой (шлюпкой);      — предельно допустимую грузоподъемность и вместимость плавсредств, которые обслуживаются.

1.4. Береговой боцман назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Береговой боцман подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Береговой боцман руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Береговой боцман во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Штурман[]

Хороший штурман был большой редкостью, а штурманские карты были самым большим его сокровищем. Умелый штурман мог привести корабль в точку в нескольких милях с наветренной стороны от места назначения, чтобы потом он мог по ветру отдрейфовать прямо в порт. Если судно подходило к берегу с подветренной стороны, это могло обернуться кораблекрушением. В 1720 году Бартоломью Робертс был всего в нескольких милях от побережья Западной Африки, но не смог совладать с господствующими ветрами и был вынужден развернуться и опять плыть через всю Атлантику в Южную Америку, чтобы предпринять вторую попытку.

Как потребность в боцманах менялась с годами

Многие считают, что это спорная и противоречивая профессия. Именно к ней относится боцман. Первые упоминания о подобных людях на корабле появились еще в 1667 году. Тогда был написан документ, рассказывающий о «делах и строении корабля». Назывался тогда этот ранг бутман, или ботеман. Позже, как мы уже говорили выше, эту должность переименовали в сержантов. В английском и голландском флоте также была подобная должность. В переводах есть нечто общее. Итак, кто такой боцман? Это лодочный человек (boot — флотилия или лодка, man — мужчина, человек).

В 1720 году в морском уставе боцман появляется снова. Отмечается, что он заведует тросами и канатами, якорями и талями, швартовыми принадлежностями и буксировкой. Этот человек обязан был знать имя каждого матроса, служившего на судне. В документах указано, что боцман обязан был передать свои знания ученику, а лучше нескольким. Служили тогда на флоте долго, поэтому после схождения на берег, смерти или ранения должна быть уже воспитана достойная замена.

Механик или штурман

В помощь начинающим морякам. Судоводитель или судомеханик?

Штурвал или гаечный ключ?

Кем стать? Штурман vs Механик.

В современном мире существует немало видов судов: они различаются по типу, размеру и целевому назначению, а также по количеству персонала. Но, несмотря на это, у экипажа любого судна всегда одна и та же структура и делится он на две части – палубную и машинную.

К палубному экипажу относятся: капитан, старший помощник капитана, штурманы (второго, третьего, четвертого ранга), боцман и матросы; к машинному отделению – старший механик, механики (второй, третий, четвертый), моторист, сварщик, притирщик. В зависимости от типа судна в состав экипажа могут входить дополнительные специалисты, и его численность может достигать 1 500 человек.

Это две очень разные, но одинаково важные службы – каждый несет ответственность за безопасность экипажа и груза. Так, члены палубой команды готовят судно к эксплуатации, прокладывают курс, следят за погрузкой в порту, организовывают работу коллектива, ведут судовую документацию. Персонал машинного отделения занят поддержанием работоспособности всего комплекса механизмов «машины», проведением ремонтных и профилактических работ, устранением неисправностей корпуса судна и технических средств.

Механик и штурман – основные участники всех процессов, происходящих на судне. У каждого своя вотчина.

Рабочее место судомеханика любого ранга – машинное отделение. Режим работы может быть как вахтенным, так и привычной пятидневной рабочей неделей. Но это условно: оставляя свое рабочее место, механик должен быть готов в любой момент спуститься в машинное отделение для устранения случившейся поломки или утечки. Рабочая деятельность судомеханика проходит в трудных условиях – это шум работающих механизмов в тесном помещении без солнечного света, духота и недостаток кислорода, контакт с техническими жидкостями и реагентами, немалые физические нагрузки. Способность к концентрации внимания, психологическая и стрессоустойчивость, выносливость, точность, ответственность и готовность к работе в команде – это самые важные и необходимые черты характера будущего механика.

Механик – человек, который работает руками, разбирается в физике и механике, электрике и электронике, в устройстве узлов и агрегатов. Все эти универсальные знания пригодятся не только на судне, как правило, бывшие морские механики без труда находят работу на суше.

Рабочий день штурмана проходит на свежем воздухе, это, безусловно, плюс, но его нельзя назвать легким. Штурманы несут ходовую вахту, они следят за правильностью проложенного курса. При входе в порт они отвечают за погрузочные и разгрузочные работы. При этом они находятся в тесном контакте с должностными лицами принимающей страны и прочими контрагентами, заполняют всевозможные бумаги и юридические документы. Штурман на современном судне – это делопроизводитель, уверенный пользователь ПК. Помимо этого он организует и контролирует деятельность всего экипажа, тренирует и инструктирует.

Если вы решили связать свою судьбу с морем, вам необходимо получить соответствующее образование. Морские учебные заведения бывают средне-специальными и высшими. Для того, чтобы стать штурманом или механиком, достаточно получить среднее образование, но нужно иметь в виду, если вы претендуете на должность старшего помощника капитана, капитана или старшего механика, вам необходимо высшее морское образование. Начать учиться вы можете после окончания девятого класса, поступив в морской колледж, или после 11 класса. Во втором случае срок учебы сократиться на один год.

После получения специального образования у вас есть выбор трудоустройства на российском судне или на судне под иностранным флагом. Знание английского языка является обязательным для трудоустройства на иностранном корабле. Вы должны владеть английским языком на уровне Intermediate и выше – это необходимо для успешной коммуникации с коллегами и руководящим составом, понимания специальной литературы, юридических документов, инструкций и обеспечит вам продвижение по карьерной лестнице.

На выбор специальности может повлиять наличие определенных заболеваний. Так, человеку с дальтонизмом или цветоаномалией не стать судоводителем, а аллергия на смазочные материалы не позволит стать судомехаником.

В работе судоводителя и судомеханика существуют принципиальные отличия, но она одинаково не легка и ответственна. Личные качества и свойства характера помогут принять верное решение при выборе специальности.

Капитан[]

Лишь немногие капитаны, такие как Черная Борода отличались жестокостью и грубостью, которые чаще присутствовали на военно-морском флоте. Обычно капитан выбирался большинством голосов и оставался на мостике только до тех пор, пока этого заслуживал. Как пишет Джонсон в своей книге «Общая история пиратства», положение капитана было прочным только тогда, когда «шла рубка, когда ты за кем-нибудь охотился или охотились за тобой«. В любое другое время капитан, который оказывался неспособным обеспечить команду провиантом или хорошей добычей, или иным образом утрачивал доверие экипажа, мог быть быстро смещен со своего поста простым голосованием.

Капитан пиратского корабля получал самую большую долю добычи, но во всех остальных отношениях он ничем не отличался от других членов экипажа. У капитана, конечно, была лучшая каюта на корабле, но считалось, что любой матрос может заходить в нее в любое время, есть из его тарелки и спать на его койке.

Капитаны, которым всегда сопутствовала удача, имели репутацию «надежного пистолета», которая гарантировала команде постоянный приток умелых новобранцев и богатую добычу.

Плюсы и минусы работы матросом

У любой рабочей профессии есть как плюсы, так и минусы. Если при этом профессия связана с морем, то все тяготы и лишения можно смело умножать на два. Ну и преимущества тоже:

  • высокий спрос на хороших специалистов;

  • высокий заработок;

  • возможность путешествовать.

Минусы, однако, тоже существенны:

  • высокая ответственность;

  • физически тяжелая работа;

  • тяжелое трудоустройство;

  • требуется множество документов для получения работы;

  • строгий распорядок службы и дисциплина;

  • высокие профессиональные риски (несчастные случаи, кораблекрушение и т.д.).

Все эти данные дают возможность сделать вывод, что матрос — это тот, кто хочет не только путешествовать и получать достойную зарплату, но и умеет нести ответственность за вверенное имущество и стремиться к развитию своих навыков.

Обязанности штурмана

Спектр обязанностей специалиста зависит от места его работы.

Если он служит на флоте, то у него следующие обязанности:

  • планирование маршрута;
  • расчет траектории движения;
  • внесение данных о пути следования на специальные носители;
  • отслеживание работы оборудования.

Иногда штурмана на корабле называют капитаном — это не ошибка, а более широкий термин для названия его деятельности. Он организовывает работу экипажа и прокладывает маршруты.

Штурман в авиации — это один из членов летного состава, обязанности которого заключается в следующем:

  • отслеживание показателей навигационной техники;
  • прокладка курса;
  • разметка маршрута на карте.

Также штурман — это тот, кто работает с боеприпасами и ведет аэросъемку, если выполняется боевой вылет.

Еще одна особенность авиационного штурмана — это то, что профессия включает в себя множество узких специализаций:

  1. испытатель;
  2. оператор;
  3. инструктор;

Штурман и его знания также необходим и в гоночном спорте. Здесь его обязанности включают в себя следующее:

  • проведение подготовительных мероприятий;
  • помощь пилоту с выбором направления движения, скоростью;
  • общение с судейской коллегией;
  • знакомство с местностью, составление примерного маршрута.

Чтобы выполнять свои обязанности, нужно знать:

  • картографию;
  • устройство и особенности навигационных приборов;
  • принципы использования навигационных средств;
  • принятую терминологию и специальные обозначения.

На пиратском корабле (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Пиратские суда ничем не отличались от мирных кораблей. На них существовала та же иерархия и воинские звания. Боцман также присутствовал на судне пиратов. Обязанности на нем лежали практически такие же, как и на боцманах мирных кораблей. Однако боцман-пират отвечал за срыв вражеского флага или его уничтожение на захваченном судне.

Кроме того, все споры команды также разрешались не без участия боцмана

И если один член команды пиратов подвел в важном деле, предал или опозорил чем-то капитана, то бремя наказания также возлагалось на боцмана. Отвечал он и за казнь, совершая ее, как правило, собственноручно

Боцман-палач на пиратском судне не редкость, а скорее привычная для тех времен закономерность.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководит работами по корпусной части судна.

2.2. Распределяет работы между подчиненными ему членами палубной команды.

2.3. Составляет план работ по корпусной части, представляет его на утверждение старшему помощнику капитана.

2.4. Обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, танков и цистерн, рангоута и такелажа, трапов и штормтрапов, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, кранцевой защиты судна, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, иных технических средств своего ведения.

2.5. Руководит на судне покрасочными, плотницкими, такелажными и ремонтно-профилактическими работами по корпусной части.

2.6. Ведет учет расходов материально-технического снабжения своей части, составляет заявки на его пополнение.

2.7. Обеспечивает безопасную эксплуатацию технических средств, которые обслуживаются палубной командой.

2.8. Принимает участие в устранении дефектов их работы.

2.9. Обеспечивает подготовку грузовых помещений и оборудования к грузовым операциям.

2.10. Участвует в работах по погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

2.11. Обеспечивает готовность корпусной части до отхода судна и штормового плавание, крепление груза, судового оборудования и имущества перед выходом в рейс и во время плавания.

2.12. Участвует в швартовных и буксировочных операциях, во время отдавания и принятия якорей.

2.13. Обеспечивает готовность к действиям аварийного противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и личного пользования и их спусковых устройств.

2.14. Следит за соблюдением порядка на судне.

2.15. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.16. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

Обязанности матросов на корабле

На современном корабле у солдата-матроса весьма обширный круг обязанностей. Будь то военно-морской флот или гражданский, они выполняют все основные работы по ремонту и обслуживанию систем на корабле вплоть до уборки помещений и мытья палубы.

Сам термин матрос происходит от латинского mattarius – спящий на грубой подстилке, что очень хорошо намекает на статус подобных работников в былые времена. Сейчас, конечно, матросы спят в отдельных каютах или общих кубриках на отдельных кроватях (в зависимости от комфортности судна), но их обязанности по-прежнему остаются наиболее сложными и ответственными.

При этом матрос – это довольно широкий термин для членов экипажа самой разной специализации. Есть матросы-мотористы, есть трюмные рабочие, есть матросы-рулевые и т.д. Обязанности матросов и их функции, разумеется, сильно различаются в зависимости от специализации.

В общих чертах обязанности матросов можно обозначить в нескольких пунктах:

  1. Несение вахты по судовому расписанию как в движении, так и на стоянке;

  2. Управление плавсредством и спасательным оборудованием при эвакуации;

  3. Погрузка и выгрузка, такелажные работы на корабле, закрепление грузов в трюме;

  4. Техническое обслуживание и ремонт конструкций на судне (малярные, слесарные работы, уборка помещений и палубы, смазывание механизмов и т.д.);

  5. Управление движением судна.

В работе матрос подчиняется старшим по званию и должности на судне. Как правило, непосредственно за исполнением обязанностей наблюдает боцман корабля. Если его нет, матросы подчиняются непосредственно капитану и старшему помощнику.

При этом в зависимости от назначения плавсредства и количества человек в экипаже, матрос может совмещать множество разных обязанностей: дизелист, судовой электрик, уборщик и т.д. Одним словом, обязанностей у матроса всегда хватает.

Известные боцманы

Известны многие боцманы и товарищи по морским боцманам. Рубен Джеймс и Уильям Уайли известны своим героизмом в Берберийских войнах и являются тезками кораблей USS Reuben James и USS Wiley . Получатели Почетной медали Фрэнсис П. Хаммерберг и Джордж Роберт Чолистер были товарищами по боцману ВМС США, как и обладатель Военно-морского креста Стивен Басс . Получатели Креста Виктории Джон Шеппард , Джон Салливан , Генри Кертис и Джон Харрисон были товарищами боцмана Королевского флота.

Во время Второй мировой войны боцман Джон Крисп Р.Н. упоминается в «Истории Кольдица» беглецом Пэтом Рейдом как военнопленный в Офлаге IV-C в замке Кольдиц , который, будучи военнопленным в Офлаге IV-C в замке Кольдиц, проявил опыт и энтузиазм в производстве рваных, а затем плетеных веревок для простыней. , ‘испытан на соответствующую прочность, используя свой большой морской опыт.

В литературе также есть горстка боцманов и их товарищей. Боцман в Уильяма Шекспира «s The Tempest является центральным персонажем в первой сцене, которая происходит на борту судна в море, и снова появляется на короткое время в финальной сцене. В «Тайфуне » Джозефа Конрада есть безымянный боцман, который рассказывает капитану Мак-Виру о «кучке» людей, выбегающих за борт во время пика шторма. Кроме того, персонаж Билл Бобстей в музыкальной комедии Гилберта и Салливана HMS Pinafore также упоминается как «боцман» и «помощник боцмана». Еще один боцман из литературы — Сми из Питера Пэна . У лорда Байрона была ньюфаундлендская собака по кличке Боцман. Байрон написал знаменитую поэму « Эпитафия собаке » и заказал ему памятник в аббатстве Ньюстед

1907 флотский готический роман Лодки в «Глене Карриг» по Уильяму Хоуп Ходжсон показывает характер корабля «боцман» в качестве важного члена экипажа и личного друга на рассказчик.

Билли был боцманом в вымышленном телешоу Starz « Черные паруса» .

Воинские звание и должность

Должность боцмана — это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, — производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину. При наличии на корабле боцманской команды все боцманы из её состава, включая их начальника — старшего боцмана (главного боцмана), поочерёдно несут вахту. Находящегося на вахте боцмана называют «вахтенным боцманом». В его обязанности входит контроль за исправным состоянием такелажа, используемого для подъёма тяжестей. Во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорной стоянке проверяет готовность якорного оборудования и руководит процессом отдачи якоря, как только последует команда командира корабля. Наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При авральных работах старший боцман (главный боцман) находится на баке. Во время авральных работ, а также во время общего построения команды на верхней палубе, старший боцман (главный боцман) принимает обязанности вахтенного боцмана.

Традиционное отличие боцмана — боцманская дудка

Последовательность воинских званий в РИФ
Младшее звание:Боцманмат Боцман Старшее звание:Старший боцманГардемаринКондукто́рСтарший фельдшер

Вакансии матросов на рынке труда, как устроиться матросом на судно

Не стоит говорить, что вариантов трудоустройства для матросов существует великое множество. Можно устроиться на круизный лайнер, можно на речное судно на период летней навигации. Можно работать на прибрежных рыболовецких траулерах в территориальных водах страны. Зарплата при этом колеблется от 45 до 120 тысяч рублей — на основании данных интернет-сервисов по поиску работы.

Однако наиболее престижным и высокооплачиваемым вариантом для матросов считаются международные рейсы. Здесь за выход в море, как правило, платят в иностранной валюте, подсчитать месячный оклад матроса при этом довольно сложно.

Примечания

  1. Ashley, Clifford W. (1944). The Ashley Book of Knots, Doubleday, p.59, #366. ISBN 0-385-04025-3 «There are several knots recommended for this purpose, and there are several variations of the one given here that may be found in the chapter on Nooses. Hangings at sea were infrequent. Such an occasion furnished a bit of extra-routine labor, in which the boatswain took especial pride, and in which no bungling was tolerated. A boatswain’s reputation would be forever ruined if there were any hitch on such an occasion» «Существуют несколько вариантов подобных узлов, а также несколько вариантов узла «затягивающаяся удавка». Привилегией осуществить повешение наделялся лишь боцман на корабле. Если в казни возникала заминка, репутация боцмана была подорвана»

II. Должностные обязанности

В обязанности матроса входит:

1. Выполнение обязанностей, связанных со швартовкой судна и постановкой на якорь:

— Подготовка палубных устройств и механизмов к работе

— Выполнение команд и производство докладов при выполнении швартовных операций, в том числе на английском языке

— Проведение швартовных операций с соблюдением требований охраны труда

2. Уход за корпусом судна, палубами, судовыми помещениями:

— Уход за корпусом судна, палубами и грузовыми помещениями

— Уход за жилыми, служебными и вспомогательными помещениями

3. Выполнение окрасочных, плотницких и столярных работ:

— Подготовка к окраске металлических и деревянных поверхностей

— Проведение окрасочных работ

— Выполнение простых плотницких и столярных работ

— Выполнение окрасочных, плотницких и столярных работ с соблюдением требований охраны труда

4. Выполнение такелажных работ:

— Прием на судно тросов и уход за ними

— Такелажные работы с тросами

5. Выполнение обязанностей, связанных с приемом, размещением, креплением и сдачей груза и багажа, посадкой (высадкой) пассажиров:

— Подготовка помещений, грузовых трюмов, танков и палубы к размещению груза

— Осмотр и определение маркировки и внешнего состояния груза и багажа при приеме на борт

— Крепление груза стропами для его подъема и перемещения, соблюдение порядка крепления груза при самовыгрузке

— Контроль правильности размещения, укладки и сепарирования грузов и багажа при работе бригады портовых рабочих

— Выполнение обязанностей, связанных с безопасной посадкой (высадкой) пассажиров

— Зачистка трюмов и уборка палубы после выгрузки

— Проведение погрузочно-разгрузочных работ, посадки/высадки пассажиров с соблюдением требований охраны труда

6. Эксплуатация спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок:

— Спуск и подъем спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок

— Управление коллективными спасательными средствами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector