Сколько зарабатывают моряки и как устроиться работать на судно

Должностные обязанности

Кроме обязанностей по уборке палубы и помещений, выполнения подсобных, такелажных, ремонтных работ, несения вахты, участия в ремонте корпусной части судна, матрос также выполняет и ряд специфических функций при швартовке судна.

В случае бедствия матрос должен уметь оказать помощь людям, эффективно воспользоваться групповыми и индивидуальными спасательными средствами, применить аварийное снаряжение, включить аварийную сигнализацию. При отсутствии связи матрос должен передать сообщение флажками или световыми сигналами.

Матрос также отвечает за сохранность выданного имущества и исправность вверенной ему техники.

Надбавки и бонусы в работе моряка

Сколько зарабатывают моряки в России, напрямую зависит от системы бонусов и поощрения действующей в выбранной сфере флотской деятельности. Более всего система поощрений заметна на промысловом флоте. В большинстве случаев на рыболовецком судне, моряки получают фиксированный, относительно небольшой оклад, а также денежное вознаграждение в виде процента с каждого улова. Это не только оптимизирует расходы работодателя, но и стимулирует моряков на более эффективную работу.

Схожие системы вознаграждения есть в прочих отраслях морской деятельности. К примеру, моряки дальнего плаванья получают дополнительные вознаграждения по окончанию рейса. У военных моряков действует широкая линейка финансовых поощрений, от ежемесячных премий до поощрений за выполнение поставленных в походе задач и т.д.

Сколько платят моряку, зависит и от компании, судна на котором он работает. Оклады в крупных транспортных и промысловых компаниях могут быть значительно выше, чем в небольших организациях. Но и попасть туда на работу тоже значительно сложнее. Повысить собственный заработок можно наработав стаж, повысив уровень квалификации или освоив дополнительную специальность для совмещения двух профессий. В результате, ценность моряка зависит только от его стараний, и умений, позволяющих значительно повысить оклад в месяц или вознаграждение за рейд.

Рекомендуем эти статьи:

Сегодня: 12 декабря 2021

Среднемесячное денежное довольствие военнослужащих по контракту на начальном этапе военной службы составляет от 20 тысяч рублей в береговых частях и от 30 тысяч рублей в плавсоставе, в зависимости от звания, должности, выслуги, продолжительности нахождения в районах Крайнего Севера и успешности выполнения поставленных задач. Принимаются меры дополнительного материально стимулирования в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства России и Минобороны. На военную службу могут поступить граждане, пребывающие в запасе ВС РФ, подходящие по уровню физической подготовленности и образования, состоянию здоровья и профессиональным качествам, сообщает отдел информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по СФ.

Сколько зарабатывают моряки в России

Российские моряки чаще всего устраиваются работать в европейские компании — зарплата выше. Например, младший офицер грузового флота из Калининграда рассказал The Village, что получает 62 тыс. руб. в месяц. И это в европейской компании, в российской зарплата в два раза ниже.

Учитывая, что моряки получают деньги только за работу в море, приходится планировать расходы с учетом отпуска.

Судоходных компаний с достойной зарплатой в России единицы. Есть сильные танкерные компании, но туда сложно попасть. Мелкие компании платят, например, помощнику капитана 120-200 тыс. руб. за каждый месяц в море, зарплата в танкерной организации — около 650 тыс. руб., в ведущих компаниях мира — 750-800 тыс. руб.

Зарплата капитана

Капитаны и старшие механики на международных рейсах зарабатывают 5 000-15 000 долларов (319-957 тыс. руб.) за месяц в море, старший помощник капитана и второй механик — 4000-12000 долларов (252-765 тыс. руб.), второй помощник капитана и третий механик — 2500-4500 долларов (159-287 тыс. руб.). На внутренних рейсах платят в два-три раза меньше.

Сергей из Ростова-на-Дону, проработавший в море 13 лет, получает почти 2 млн руб. за рейс. Рейс длится 4 месяца, отпуск — 4 месяца. Капитан, старший механик и второй механик обычно работают по 2-4 месяца, а у матросов контракты на 4-11 месяцев. Если контракт длительный, платят и в отпуске, но это только процент от зарплаты в море.

Зарплата матроса

Российские матросы и мотористы, трудоустроенные в зарубежных компаниях, получают 1000-2200 долларов (63 800-140 360 руб.) за месяц работы на судне. Зарплата на рейсах внутри страны в два раза меньше — 600-700 долларов (38 280-44 660 руб.)

Матросом можно работать без диплома, но понадобится паспорт моряка, четыре базовых сертификата, справка от специализированной медкомиссии. Можно пройти краткосрочные курсы при средних специальных и высших морских военных и гражданских вузах: 2 месяца длится начитка теории, 2 месяца — обязательная практика в море.

Больше всего получают матросы на круизных лайнерах и кораблях дальнего плавания. Например, работодатель в Калининградской области готов предложить оклад от 150 тыс. руб. в месяц (контракт заключается на 6-8 месяцев). Открытая вакансия размещена на городском сайте.

Заработки матросов в разных регионах по данным портала вакансий Trud.com

Зарплата подводника

Адмирал Николай Евменов, командующий Северным флотом, рассказал, что денежное довольствие на подводном флоте — одно из самых больших в российских ВС. Более конкретные цифры указал вице-адмирал Олег Бурцев: оклад командира подлодки — 250 тыс. руб.мес., а средняя зарплата матросов, старшин и мичманов — 70 тыс. руб.

В работе подводника много плюсов: необходимо всего 7,5 лет службы для пенсии, есть надбавки к отпуску, каждый месяц тем, кто не состоит на довольствии, положен паек, можно получить служебную квартиру. Минусов тоже хватает: работа с риском для жизни, отсутствие связи с родными в море, тяжелые условия быта, денежный вопрос (за выходы в море не доплачивают).

Доходы моряков других специальностей

Автор Т—Ж, работающий на немецкого судовладельца, приводит такие цифры для моряков разных специальностей:

  • повар — 1200-2200 долларов (76 560-140 360 руб.);
  • сварщик — 1500-2200 долларов (95 700-140 360 руб.);
  • электромеханик — 4000-7000 долларов (255 200-446 600 руб.).

На рыболовных судах оклад очень отличается. Там есть специалисты по добыче, обработке, упаковке, технологи, тралмастеры, рефмеханики. Их зарплаты состоят из небольшой фиксированной части и пая от улова. Совокупный доход получается больше, чем на грузовых судах (контейнеровозах).

Работа матросом

Как стать матросом без вопросов за 5- 6 месяцев Работа матросом привлекает не только романтиков и любителей приключений. Не секрет, что заработная плата за труд разнорабочего в море на порядок выше, чем за такую же, не квалифицированную работу, на суше.

А счастливчики, прошедшие конкурс на рейсы дальнего плавания в международных компаниях, получают возможность за короткий срок купить машину, квартиру, обеспечив себя и семью всем необходимым. Не говоря уже про богатый жизненный опыт и бесплатную возможность повидать мир.

Работа матросом в море: специфика профессии

Матрос – это разнорабочий палубной команды судна. На любом корабле, к какому бы флоту он ни относился, существуют ещё машинная команда и команда камбуза. В отличие от персонала, обслуживающего машину, сидящего преимущественно в трюмах и технических отсеках, работа матроса проходит на свежем воздухе.

От матроса не требуется глубоких познаний в физике и математике, как от мотористов и механиков, но он обязан быть:

  • Физически выносливым;
  • Внимательным, дисциплинированным и исполнительным;
  • Компетентным и умелым в рамках своих обязанностей;
  • Смелым;
  • Коммуникабельным и стрессоустойчивым;
  • Готовым учиться и получать новые навыки, чтобы расти по карьерной лестнице.

Принимая решение получить работу матросом в море, честно ответьте себе на 3 вопроса:

  1. Сможете ли Вы эффективно работать не нормировано, в условиях постоянной качки, ветра, шторма, сильного холода, высокой жары в режиме 4 через 8 часов? А 12 через 12 часов?
  2. Сможете ли Вы находиться в рейсе вдали от суши, родных и близких, 2 недели? А 6-8 месяцев?
  3. Сможете жить и работать полгода плечом к плечу с людьми других наций и даже другой расы, по-своему говорящих на морском «английском»?

Иерархическая лестница на судне: кому подчиняется матрос

Должностную пирамиду судна возглавляет, естественно, капитан. Он же относится к палубной команде. У капитана в непосредственном подчинении на палубе находятся:

  • Старший помощник капитана;
  • 1 и 2 помощники капитана;
  • Боцман;
  • Матрос и младший матрос;
  • Кадет

Матрос

– самая нижняя ступень иерархии, он несёт прямую ответственность перед боцманом и вахтенным помощником капитана.

Кадет

– это практикант, у которого, по сути, только одна задача – изучить работу палубной команды, но на практике кадетов часто используют в качестве матросов.

Боцман

выполняет ту же работу, что и матросы, но у него больше полномочий и ответственности перед старшим плавсоставом. Матрос 1 категории может при надобности заменять боцмана.

Давайте рассмотрим подробнее, чем занимается матрос на корабле.

Категории матросов, их должностные обязанности и карьерный рост

Существуют 2 категории матросов:

  • Старший, или 1класса (он же в международной классификации – AB, то есть Able Bodied Seaman);
  • Младший, или 2 класса (он же – ОS|Ordinary Seaman)

На практике разницы между квалификациями этих категорий не существует. Разница только в заработной плате. Должностные обязанности матросов каждая судовладельческая компания трактует несколько по-своему. Ознакомиться с подробностями именно Вашей работы матросом на судне можно в журнале (или папке) «Safety Management System», которая должна быть на мостике.

Обучение на моряка дальнего плавания

Командный (офицерский) состав судна должен иметь высшее образование, члены судовой команды – среднее профессиональное образование. В ссузах РФ открыты следующие направления подготовки:

  • «Эксплуатация судовых энергетических установок»,
  • «Судовождение»,
  • «Матрос»,
  • «Повар судовой»,
  • «Электрик судовой» и другие.

Если вы желаете изучать морское дело в вузе, то стоит рассмотреть направления подготовки «Судовождение» (код: 26.05.05), «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» (код: 26.03.01) и другие. Для работы необходимо хорошее знание английского языка. Потребуются дополнительные международные сертификаты, например, Marlins, ECDIS, STCW, HUET и другие (зависит от должности, типа судна, требований нанимающей компании и других факторов).

Служба по контракту на севере льготы

Подписать контракт может гражданин от 18 до 40 лет

Важно наличие образования, но принимается как среднее, так и высшее. Женщин тоже могут принять на службу, но это отдельный вопрос, в какую категорию должна подходить женщина для службы в вооруженных силах

Кроме того, условия работы по контракту таковы, что человек должен иметь высокую стрессоустойчивость, низкий уровень эмпатии, должен мыслить хладнокровно, быстро принимать решения, полностью осознавать высокий уровень риска для его здоровья, обладать способностью концентрировать свое внимание без какого-либо нервного напряжения. Все это делает службу, особенно в северных районах, очень тяжелой

Обратите внимание => Кому положен статус ветерана труда

От чего зависит зарплата моряка

Старший помощник капитана Сергей из Ростова-на-Дону рассказал Т—Ж об особенностях работы моряком и зарплатах. Доходы моряков зависят от:

  • типа судна;
  • видов работ;
  • уровня компании.

Самые большие зарплаты на вспомогательных кораблях, работающих на нефтегазовые компании, и на танкерном флоте.

На рыболовных судах на итоговую сумму дохода влияет установленный процент от улова, количество заготовленной продукции, выполнениеневыполнение рейсового задания, количество брака, другие возможные убытки, порода осваиваемых рыб, тип судна, продолжительность рейса, наличие профсоюзного комитета.

При работе на частные компании выплаты не зависят от срока службы. Стаж учитывается при трудоустройстве на государственных организациях: морская полиция, рыболовство, вооруженные силы.

Что нужно, чтобы стать моряком?

Если вам нравится море, и вы проявляете интерес к различным судам, то стать моряком – это хороший выбор для вас. Но надо понимать, что работа моряка довольно трудная, поэтому моряки должны быть физически здоровыми и морально устойчивыми. Так как работа моряка часто бывает физически тяжёлой, и рабочий день может длиться долго. К тому же, когда вы станете моряком, то вам придётся работать в любую погоду, и в любое время суток. Эта статья о том, как стать моряком и уйти работать в море.

Экипаж судна делится на две части: командный и рядовой состав. Но без специальной морской подготовки, на судне работать невозможно. Для того, чтобы стать лицом командного состава, необходимо получить образование в морском учебном заведении. Чтобы начать работу в море в должности рядового: матросом, мотористом или стюардом, достаточно пройти обучение на специальных курсах. Такие курсы имеют право проводить только морские тренажерные центры, имеющие на то разрешение морской администрации.

Чтобы записаться на специальные курсы для подготовки плавсостава, в первую очередь, у вас должен быть аттестат об окончании среднего образования. Матрос на судне, как правило, работает на палубе. Моторист, в основном, выполняет работы в машинном отделении, где установлен двигатель и другие механизмы обеспечения. Стюард, главным образом, работает на камбузе.

По окончании специальных обучающих курсов выдается сертификат международного образца. Продолжительность обучения может быть от 3 до 6 месяцев, в разных учебных центрах по-разному. Сразу хочу отметить, что с этим образованием вы никогда не станете офицером (лицом командного состава), для того необходимо получить образования в морском вузе. Кроме как пройти подготовительные курсы, для работы в море вам понадобятся специальные документы.

Книжка моряка и Удостоверение Личности Моряка, с недавних пор эти документы стали выдаваться вместо прежнего Паспорта моряка. Эти документы выдаёт администрация порта. Для их получения потребуются: Сертификат, об окончании специальных курсов и фотография.

Международный паспорт, так как во время рейса вы будите пересекать границы разных государств. Выдаётся отделениями ФМС.

— Вам необходимо пройти Медицинскую комиссию. Это медицинское освидетельствование, которое подтверждает, что вы достаточно здоровы, чтобы работать в море. Такую медицинскую комиссию могут производить только врачи, имеющие на это специальное разрешение от государственных органов. Потому не обращайтесь с этой просьбой к обычным терапевтам, потому что такая справка будет не действительна.

Список учреждений, которые имеют право на проведение такого медицинского освидетельствования можно узнать в администрации порта. Во время медицинской комиссии вам сделают прививку от жёлтой лихорадки. После прививки выдается жёлтая книжечка, подтверждающая это. Также у вас должна быть прививка от столбняка.

Надо сказать, что для работы вам желательно знать английский язык на уровне, достаточном для получения приказов и докладов об их исполнении. Для этого можно пройти курсы английского языка, хотя вполне можно выучить язык самостоятельно, если в школе базовые знания английского языка вы получили.

После того, когда все вышеперечисленные документы будут у вас готовы. А их на самом деле может оказаться больше, в зависимости от того на каком судне вы планируете работать и в какой роли, но об этом вам обязательно расскажут в учебном центре. Только после всего этого вы можете устраиваться на работу. Для этого нужно идти в крюинговые компании, которые набирают плавсостав, и проситься на работу.

Зарплаты моряков в России

Теперь давайте взглянем на конкретные заплаты моряков, вербуемых на рейсы в России. Нужно сказать, что данные заработки не будут существенно отличаться от доходов их коллег из других стран мира. Примерный уровень заработных плат специалистов различных категорий представлен в таблице ниже.

Как видим, больше всего зарабатывает капитан. Кстати, если разброс между окладами по другим должностям достаточно мал, то оклад капитана может быть больше на целых 15 тысяч долларов в месяц. Оплата труда капитана, в отличие от других членов команды, еще в значительной мере зависит от ценности груза и финансового положения организации, которая его наняла.

Также не будем забывать, что именно капитан несет основную ответственность за все, что произошло на судне во время плавания, в том числе и за груз. Кроме того, квалификация капитана играет большую роль на уровень его оклада, чем у других моряков. Ведь компетентный капитан – это половина успеха команды.

А вот разница между окладами старшего командного состава и обычными матросами уже не так велика и составляет максимум 4,5 тысячи долларов. В то же время минимальная зарплата российских моряков составляет 1,5 тысячи долларов.

Разные виды судов

Моряками бывают и роботы. А точнее – подводные роботы-автоматы, управляемые с поверхности воды. Чтобы они приступили к работе, специальные геофизические суда исследуют, квадрат за квадратом, морское дно и всё, что находится под ним, в поисках новых и новых месторождений нефти – основного источника энергии на планете.

В последнее время количество нефти, добываемой из не слишком глубоких и достаточно старых скважин, уменьшается. А новые месторождения находятся на большой глубине. К примеру, у побережья Бразилии пробурена скважина на глубине 2300 м. Для разработки таких месторождений требуются суда с совершенно фантастическим оборудованием, ведь буровую платформу в таких условиях невозможно поставить на якорь. Что делать? Появились суда и гигантские плавучие платформы, управляемые с помощью спутниковых систем навигации, за счет работы которых платформа и удерживается на месте.

Буксиры доставляют на места и устанавливают новые платформы, добывающие в море нефть и газ. Порой огромные платформы буксируются через океаны. Суда-снабженцы день и ночь доставляют на платформы оборудование, цемент, топливо, воду, продукты. Водолазы контролируют состояние трубопроводов и платформ. А контроль в недоступных человеку местах – уже прерогатива роботов.

Итак, буровые суда бурят скважины в морском дне. Кстати, они разыскивают в океане не только нефть, но даже алмазы.

А еще есть суда, которые прокладывают в океане трубопроводы и кабель, связывая материки между собой.

Популярные компании

Для наглядности рассмотрим рейтинг самых крупных рыболовецких компаний мира и уровень зарплат моряков в них:

  • «Pacific Andes» — российские активы это зарубежной компании были выкуплены правительством РФ. В последующем собственность была передана отечественной организации «Русское море». Средняя зарплата здесь достигает 67500 рублей / 1155 USD;
  • холдинг «Норебо» имеет объем квот на уровне 437,8 тыс. тонн. Объединение включает 12 крупных компаний в т.ч. и на Дальнем Востоке. За 2020 год реализационная выручка составила 756 млн. долларов. Жалованье моряков здесь достигает от 100 тыс. рублей в месяц;
  • «Русская рыбопромышленная компания». Заработок организации в год достигает 265 млн. у.е. Выручка специалистов находится на уровне 80 тыс. рублей в месяц;
  • «Гидрострой» — 331 млн. долларов. Моряк 1-го разряда зарабатывает здесь от 60 тыс. рублей / 1100 баксов;
  • «Океанрыбфлот», «Находкинская база рыболовства», «ФОР» и «Преображенская база тралового флота» — от 50 до 270 тыс. рублей в месяц.

Особого внимания заслуживает объединение «НБАМР», куда стремятся попасть на работу моряки разных рангов и специальностей.

Условия работы в рейсе

Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.

Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.

У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.

Есть также минусы для семьянинов, они прозрачны: допустим, у вас беременная жена, нужны деньги, решили идти в рейс, и тут должен быть такой СТОП, а сможете ли вы жить так, что не увидите рождение ребенка, его первые шаги, первые слова?

По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.

Образование

В России находится один морской государственный университет, две государственные морские академии, шесть средних специальных морских учебных заведений, которые в последнее время включаются в университетские комплексы. Все перечисленные учебные заведения – закрытого типа, где курсанты находятся на полном государственном обеспечении (питание, обмундирование, проживание, стипендии). Среди таких вузов, например, Государственная Морская Академия имени Адмирала С.О. Макарова в Мурманске, Севастопольская Морская Академия, Морской государственный институт им. Г.И. Невельского во Владивостоке. Перед поступлением абитуриенты проходят медкомиссию и психологические тесты, у них обязательно проверяются навыки в плавании.

Военно-морское образование основано по принципу непрерывного обучения и включает три этапа: морские лицеи – колледжи – академии.

В таких вузах ведется дополнительная подготовка по специальностям плавсостава, оказанию первой медицинской помощи, английскому языку, морскому праву и специальным морским тренажерам. Кроме тренажеров при каждой возможности студенты практикуются на реальном судовом электронно-навигационном и энергетическом оборудовании, а также учебно-производственных судах.

Сразу после выпуска из ГМА молодой специалист по закону может претендовать на должности вахтенного помощника капитана, вахтенного механика и радиооператора. Для занятия более высоких должностей выпускник академии должен наработать определенный плавательный ценз в судоходной компании и затем вернуться в учебное заведение для повышения своей профессиональной компетентности до уровня управления (все морские специальности можно разделить на специальности эксплуатации и управления).

Программы профессионального дополнительного образования реализуются Институтом повышения квалификации специалистов морского транспорта, региональными учебно-тренажерными центрами, факультетами и курсами повышения квалификации специалистов.

Современная система подготовки и переподготовки морских специалистов предполагает активное использование в учебном процессе компьютерных тренажеров, моделирующих различные критические ситуации. Использование компьютерных тренажеров позволило сократить время обучения и переподготовки, однако практика показала двоякий характер достигаемого здесь эффекта. Наряду с сокращением срока обучения обнаружилось, что данный подход сказывается на безопасности мореплавания.

Прошедшие обучение на компьютерных тренажерах отдельные морские специалисты оказывались совершенно беспомощными в принятии быстрых и правильных решений и адекватной профессиональной оценке складывающейся ситуации. Оказалось, что в рамки конкретной обучающей программы, заложенной в компьютерный тренажер, невозможно внести все многообразие нетипичных ситуаций морской практики.

Где можно выучиться для работы на флоте

Образование, необходимое для работы на каботаже (без выхода за границы страны) и в дальнем плавании — отличается. Как и заработок.

Морские учебные заведения России

В Новороссийске обучение матросов проводят в Новороссийской Морской Государственной Академии (ее филиалы есть в Севастополе и Ростове-на-Дону). Кроме того, пройти обучение на матроса можно в морских учебных заведениях других городов — в Санкт-Петербурге, Мурманске, Владивостоке.

Курсы матроса состоят из трехмесячной теоретической подготовки (лекции), занятий в Береговом Учебно-Тренировочном Центре (там проходят обучение по медицине, борьбе с пожаром, борьбе за живучесть судна, оставлению судна, выживанию в воде) и двухмесячной практики (чаще всего ее приходится искать самостоятельно).

Дипломы и сертификаты, необходимые матросу для работы в море

После прохождения обучения и сдачи экзаменов мне выдали учебный диплом, дающий право на работу в море в должности кадета. После двухмесячной практики (с предоставлением справок о плавании за соответствующий период) я обменял учебный диплом на рабочий. Для работы непосредственно в должности мне понадобилось еще во время обучения пройти курсы для получения международных сертификатов «Охрана судна» и «Начальная подготовка по безопасности», оформить удостоверение личности моряка и пройти медкомиссию.

Обучение на моряка дальнего плавания

Командный (офицерский) состав судна должен иметь высшее образование, члены судовой команды – среднее профессиональное образование. В ссузах РФ открыты следующие направления подготовки:

  • «Эксплуатация судовых энергетических установок»,
  • «Судовождение»,
  • «Матрос»,
  • «Повар судовой»,
  • «Электрик судовой» и другие.

Если вы желаете изучать морское дело в вузе, то стоит рассмотреть направления подготовки «Судовождение» (код: 26.05.05), «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» (код: 26.03.01) и другие. Для работы необходимо хорошее знание английского языка. Потребуются дополнительные международные сертификаты, например, Marlins, ECDIS, STCW, HUET и другие (зависит от должности, типа судна, требований нанимающей компании и других факторов).

Вузы

Московская государственная академия водного транспорта — филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Судовождение (Факультет судовождения)

Где могут работать моряки дальнего плавания?

В советские времена особого выбора не было, разве что между Балтийским или Черноморским пароходством, поскольку единственным судовладельцем было государство. Сегодня моряки могут работать на самых разных судовладельцев. Для того, чтобы устроиться на судно, нужно обратиться в крюинговую компанию. Это специализированные фирмы-посредники, которые по поручению судовладельцев осуществляют подбор кадров для судов разного типа, например, для пассажирских и грузовых (причем в последнюю категорию входят и контейнеровозы, и танкеры, и другие типы транспорта – зарплата, как и условия работы, во всех случаях будут разными).

Крюинговые компании могут нанимать моряков по всему миру, особенно учитывая возможности современных коммуникаций. Они поддерживают связь со специалистами по телефону или электронной почте, хотя иногда бывает необходимо и личное присутствие в офисе.

Крюинговые компании занимаются и оформлением документов, которые необходимы для того, чтобы моряк мог беспрепятственно проследовать на судно, ведь оно может находиться в любом порту, а не только на территории России.

Список требований у разных судовладельцев может быть разным. Иногда достаточно пройти собеседование в телефонном режиме. Но бывает и так, что моряк должен получить лицензию страны, под флагом которой будет ходить. В таком случае нужно сначала сдавать экзамен в той стране, которая выдает соответствующий документ.

Крюинговые компании заключают с моряками контракты, в которых и прописывают зарплату. Следует отметить, что контракт заключают на определенный срок, например, на 9-10 месяцев. Когда говорят, что моряк получает, скажем, 1500 долларов за месяц, это означает, что речь идет о месяце работы. Таким образом, то время, что моряк проводит на берегу между рейсами, не оплачивается. И поэтому заработок моряка не так высок, как могло бы показаться на первый взгляд.

Обязанности матросов на корабле

На современном корабле у солдата-матроса весьма обширный круг обязанностей. Будь то военно-морской флот или гражданский, они выполняют все основные работы по ремонту и обслуживанию систем на корабле вплоть до уборки помещений и мытья палубы.

Сам термин матрос происходит от латинского mattarius – спящий на грубой подстилке, что очень хорошо намекает на статус подобных работников в былые времена. Сейчас, конечно, матросы спят в отдельных каютах или общих кубриках на отдельных кроватях (в зависимости от комфортности судна), но их обязанности по-прежнему остаются наиболее сложными и ответственными.

При этом матрос – это довольно широкий термин для членов экипажа самой разной специализации. Есть матросы-мотористы, есть трюмные рабочие, есть матросы-рулевые и т.д. Обязанности матросов и их функции, разумеется, сильно различаются в зависимости от специализации.

В общих чертах обязанности матросов можно обозначить в нескольких пунктах:

  1. Несение вахты по судовому расписанию как в движении, так и на стоянке;

  2. Управление плавсредством и спасательным оборудованием при эвакуации;

  3. Погрузка и выгрузка, такелажные работы на корабле, закрепление грузов в трюме;

  4. Техническое обслуживание и ремонт конструкций на судне (малярные, слесарные работы, уборка помещений и палубы, смазывание механизмов и т.д.);

  5. Управление движением судна.

В работе матрос подчиняется старшим по званию и должности на судне. Как правило, непосредственно за исполнением обязанностей наблюдает боцман корабля. Если его нет, матросы подчиняются непосредственно капитану и старшему помощнику.

При этом в зависимости от назначения плавсредства и количества человек в экипаже, матрос может совмещать множество разных обязанностей: дизелист, судовой электрик, уборщик и т.д. Одним словом, обязанностей у матроса всегда хватает.

Преимущества и недостатки работы в море

Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки. 

Сначала поговорим о плюсах: 

  1. Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму. 
  2. Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий. 
  3. Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход 

Теперь о минусах работы в море: 

  1. Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей. 
  2. Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе. 
  3. Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось  без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.  
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector