Повышение квалификации и профессиональная переподготовка: в чём разница

Содержание:

Комментарий к Статье 196 ТК РФ

Работодатель может направить работников (по своей инициативе) на курсы повышения квалификации, а может провести переподготовку своими силами. Порядок осуществления профессиональной подготовки и переподготовки должен быть установлен в коллективных договорах, соглашениях и трудовых договорах (абзац 2 ст. 196 Трудового кодекса РФ).

В некоторых случаях работодатель обязан проводить повышение квалификации отдельных категорий работников, если это является условием выполнения их работы (абзац 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ). В качестве примера можно привести медицинских работников, учителей, строителей.

Цели и задачи повышения квалификации

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с ростом требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Побудительными причинами повышения квалификации могут быть: стремление сохранить работу, занимаемую должность, желание получить повышение или занять новую должность, заинтересованность в повышении заработной платы, интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками, желание расширить деловые контакты.

Значение повышения квалификации персонала для организации:

  • повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиями рынка. Таким образом, повышается ценность человеческих ресурсов находящихся в ее распоряжении;
  • позволяет организации более успешно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности вследствие повышения качества и производительности труда, снижение травматизма, сокращение издержек и снижение себестоимости, а также успешно справляться с введением новых направлений деятельности организации;
  • повышение приверженности персонала к организации, снижение текучести кадров.

Значение повышения квалификации для работника:

  • рост квалификации, компетентности;
  • более высокая удовлетворенность своей работой;
  • расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне компании;
  • рост самооценки.

Задачи работы в сфере обучения персонала должны соотноситься с целями организации.

Среди основных задач повышения квалификации можно выделить следующие:

  1. Достижение более высокого уровня производительности и качества труда персонала.
  2. Приобретение слушателями знаний и навыков, способствующих повышению уровня их профессиональной квалификации.
  3. Повышение уровня трудовой мотивации персонала.
  4. Повышение приверженности работников к своей организации и развитие взаимопонимания между персоналом и руководством.
  5. Формирование у обучающихся ценностей и установок, поддерживающих стратегию, цели организации и сложившуюся в компании культуру труда.

Задачи обучения могут существенно варьироваться в зависимости от таких переменных, как:

  • интересы организации;
  • выбранная организацией бизнес-стратегия;
  • содержание профессиональной деятельности слушателей;
  • демографические или квалификационные характеристики персонала;
  • финансовое обеспечение работы в сфере обучения персонала.

Где проходят курсы повышения квалификации?

В институтах, академиях, учебном центре при самом предприятии, а также в специализированных и широкопрофильных образовательных центрах — как государственных, так и коммерческих.

Очевидные плюсы государственных — в престиже (вы получаете «корочку» от известного образовательного учреждения), а также гарантированном соответствии ФГОС и профессиональным стандартам. В то же время специалисты указывают на то, что негосударственные учреждения предлагают более богатый выбор учебных программ и почти всегда — возможность отучиться дистанционно. Но решение о том, где лучше проходить повышение квалификации, остается за вами или вашим работодателем.

Формы

Учеба может проходить в разных формах:

  • очно;
  • дистанционно;
  • очно-заочно (по вечерам);
  • в смешанном формате – с сочетанием очной части и заочного обучения с использованием:
    • дистанционных технологий (когда слушатель курсов контактирует с преподавателями через интернет и другие каналы связи);
    • и/или электронного обучения (в этом случае занимающийся на курсах повышения квалификации пользуется для самостоятельной учебы цифровыми ресурсами образовательной организации – виртуальной библиотекой и тренажерами, обучающими видео, тренировочными тестами и т. д).

Соответственно, повысить квалификацию можно:

  • с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы;
  • без отрыва от трудовой деятельности;
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности.

Варианты

Процесс повышения квалификации может проходить по модульным программам, в которых информация подается предметными блоками, после каждого из которых проводится промежуточная аттестация. Поэтому обучение может быть организовано не только непрерывным курсом, но и поэтапно (с небольшими перерывами между изучением модуля определенных дисциплин).

Повышение квалификации образовательные организации могут проводить своими силами, на собственной материально-технической базе или с использованием сетевой формы обучения. Ее суть состоит в том, что учебное заведение по договору о взаимодействии сотрудничает с одной или несколькими другими организациями – научными, культурными, спортивными, медицинскими, производственными – и использует их ресурсы для обучения, проведения производственной практики, стажировки и любой другой учебной деятельности, предусмотренной программой повышения квалификации.

  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • участвовать в планировании работы предприятия, совещаниях, деловых встречах, чтобы приобрести организаторские навыки;
  • изучать технологию производства;
  • составлять техническую и нормативную документацию;
  • выполнять функциональные обязанности сотрудника предприятия как дублер или врио – временно исполняющий обязанности.

По окончании стажировки выпускник курсов проходит итоговую аттестацию и получает удостоверение о повышении квалификации – такое же, как и после завершения обучения по программам, построенным иначе.

Основные цели переподготовки и курсов повышения квалификации

Прежде, чем начинать свои поиски курсов нужно определить, для чего они вам нужны. То есть, изначально определяется цель, после чего делается выбор курсов. Постановка правильной цели позволяет грамотно подойти к вопросу выбора курсов, которые смогли бы всецело помочь именно вам в конкретной ситуации.

Цель 1. Повышение производительности

Многие предприниматели понимают, что производительность труда – самый важный параметр развития бизнеса в целом. При этом нужно формировать такую структуру, которая бы предполагала повышение уровня производительности не только одного работника, но и всей фирмы в целом. Поэтому, нередко инициатива о переподготовке и посещении курсов повышения квалификации исходит именно от работодателя, который осуществляет оплату данных курсов, чтобы повысить уровень производительности своего персонала. Вполне очевидно, что каждый год на свет появляются новые методики, технологии, оборудование и пр., что активно может использоваться конкурентами. Чтобы внедрять такие инновации на собственном производстве или же в собственной компании, нужно иметь специалистов, которые имеют нужный уровень умений и навыков. Не всегда рационально привлекать специалистов со стороны, поэтому, самым выгодным вариантом в такой ситуации станет именно переподготовка, которая сможет в дальнейшем стать основой развития предприятия в целом.

Практика показывает, что чем выше квалификация сотрудников, тем более высокими становятся параметры производительности труда. А это в свою очередь свидетельствует о том, что курсы профессиональной подготовки и повышения уровня квалификации – это именно то, что нужно.

Цель 2: Снижение текучки кадров

Нередко бывает так, что на предприятии, где в принципе созданы все необходимые условия, текучка кадров достаточно значительна. Многие специалисты уверены в том, что элементом своеобразной мотивации могут стать курсы повышения квалификации, которые позволят всем работникам подстраиваться в дальнейшем под особенности работы предприятия.

Цель 3: Развитие персонала

Современные реалии говорят о том, что персонал – основа развития бизнеса и основа результативности деятельности всей компании. Поэтому, развитие персонала выступает основным элементом активного развития фирмы в целом. Нередко крупные организации заключают договора с учебными центрами, чтобы периодически усовершенствовать умения и навыки своих работников. Это позволяет в значительной степени повышать уровень конкурентоспособности и уверенно противостоять всевозможным негативным проявлениям в бизнесе.

Цель 4: Внедрение инноваций

Наверное, в настоящий момент именно данная цель является самой актуальной и значимой. Внедрение инноваций на производстве может существенно снизить уровень инвестиций в процесс развития бизнеса, кроме всего прочего, именно посредством таких внедрений могут возникать новые преимущества и перспективы экономии времени на выполнение поставленных задач.

Чтобы соответствовать течению времени, и чтобы получить перспективы активного развития на основании различных новых разработок, непременно их нужно использовать в своем бизнесе. Но, не следует забывать о том, что потребуются еще и сотрудники, которые смогут использовать инновации на практике. Если ваши специалисты работают уверенно и грамотно, но не обладают необходимым уровнем умений и знаний для применения инновационных методик, технологий и оборудования, именно курсы повышения квалификации станут вашим основным помощником в данном вопросе.

Что дает прохождение курсов повышения квалификации: 5 главных преимуществ

Карьера, зарплата, знания, мотивация, документ об уровне квалификации.

Сегодня на рынке труда царит жесткая конкуренция, претендентов на престижные должности и высокую зарплату хватает с избытком. Теперь даже хорошее образование не гарантирует карьерного роста, полученные в ВУЗах знания достаточно быстро устаревают, так как быстро меняются многие производственные параметры — появляются новые технологии, оборудование, методики работы, меняется законодательство. Поэтому все большим спросом пользуются универсальные, гибкие сотрудники, обладающие реальными знаниями и навыками, которые не жалеют ни свое время, ни силы ради процветания компании. Чтобы быть в числе таких сотрудников и соответствовать современным требованиям рынка, нужно постоянно совершенствоваться, проходить курсы повышения квалификации.

Специалисты в области социологии труда рекомендуют это делать каждые пять лет. Именно с таким лагом сегодня обновляются профессиональные знания.

1. Новые знания

За относительно небольшой отрезок времени на курсах повышения квалификации можно обогатить свои базовые профессиональные знания новыми, современными. Причем в концентрированном, системном виде, а не по разрозненным сведениям, если, допустим, пытаться обучаться самостоятельно.

Изучение современных методик, стандартов, ознакомление с инновациями, приобретение новых практических навыков, новые идеи и творческие разработки — это те знания, которые позволят вам не только повысить свою квалификацию, но и в дальнейшем будут выгодно выделять вас среди коллег по работе, не прошедших обучение.

2. Карьерный рост

Не секрет, что чем выше квалификация работника, тем больше у него шансов показать себя руководству с лучшей стороны, особенно в ситуациях цейтнота, которые сегодня довольно часто случаются в каждой компании. И, как свидетельствует практика, именно такие сотрудники в первую очередь получают предложения занять более высокую должность.

3. Высокая зарплата

Высокая квалификация влияет не только на карьерный рост, но и на сопутствующий ему рост зарплаты. Это, образно говоря, «прямоугольный треугольник», где квалификация — гипотенуза, соединяющая две его другие равные стороны: карьеру и зарплату. Выше квалификация — выше должность — выше зарплата.

4. Мотивация

Повышение квалификации способствует росту мотивации труда. Почему? Чем выше квалификация, тем больше возможностей проявить себя в работе. А значит, появляется мотивация на достижение определенной цели посредством деятельности, тесно взаимосвязанной с квалификацией. Какая цель может быть у хорошего работника? Претендовать на более высокую зарплату и должность

Какие работники привлекают внимание со стороны руководства компании? Мотивированные

5. Документ об уровне квалификации

По завершению курса повышения квалификации выпускник получает официальный документ, свидетельствующий о том, что он прошел обучение. Документ является основанием для отдела кадров компании, чтобы переосвидетельствовать разряд или категорию сотрудника.

Как проходит повышение квалификации

Итак, различают либо ускоренное, либо длительное повышение квалификации. Рассмотрим немного подробней.

1. Ускоренное

Как правило, проходят тематические тренинги и семинары. Основная цель — дать руководителю знания в той или иной области, помочь адаптироваться к изменившейся ситуации на рынке.

  • Обучение длится до 100 часов;
  • в конце проводится контрольная работа/тест;
  • по итогу выдается специальное удостоверение.

2. Длительное

Более углубленное обучение с практической частью. Позволяет получить новые знания и в большей степени расширить собственные. Благодаря данной программе, руководители становятся более компетентными, и зачастую начинают продвигаться по карьерной лестнице.

  • Обучение может длиться до 500 часов.
  • Выдача удостоверения.

Многие руководители не видят смысла повышать свою квалификацию, т.к. считают себя первоклассными специалистами, которые уже давно показали все свои навыки и знания. Однако только эти качества не могут характеризовать вас как хорошего начальника. Руководители, не прошедшие курсы повышения квалификации, в своей работе могут допускать ошибки, чего попросту не должно быть. Ведь речь идет о собственной репутации и компании в целом.

Эффективно руководить персоналом сможет только грамотный, обученный руководитель!

Положение о повышении квалификации работников

Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:

  • Название документа и его регистрационные данные.
  • Основные задачи и цели данного документа.
  • Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
  • Место проведения повышения квалификации.
  • Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
  • Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
  • Общий порядок проведения обучения.
  • Механизмы контроля и установления результатов.
  • Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.

Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.

Как понять, что пора обучать сотрудников?

Есть несколько способов оценки потребности сотрудников в обучении.

Спросите «Как дела?»

Полезно периодически проводить опросы среди сотрудников, чтобы оценить общий уровень их удовлетворенности работой. Если сотрудник эмоционально «выгорел», процесс обучения может быть хорошим катализатором к дальнейшему росту и вовлечению в работу. 

Также опросы позволяют понять предрасположенность сотрудника к обучению, его предпочтения. Сам опрос может сформировать запрос на обучение от сотрудников. С помощью грамотно составленной анкеты можно обнаружить направления в обучении, которые могут быть им интересны. Так появляется возможность определить, в чем силен сотрудник, а по каким направлениям у него есть пробелы, в чем он хочет развиваться, а что считает уже хорошо освоенным.

Например, благодаря опросу сотрудников нашей группы компаний выяснилось, что ассистент отдела продаж интересуется контекстной рекламой. После обучения ее перевели на позицию менеджера по контексту в одно из агентств интернет-маркетинга, входящее в группу.

Посмотрите на результаты работы

Оценка выявляет проблемы, с которыми сталкиваются работники в ходе выполнения повседневных задач.

Например, отсутствие навыков планирования, нехватка времени или компетенций в работе с новыми инновационными продуктами. Это могут быть и трудности с принятием управленческих решений или построением команды. 

В зависимости от проблем, которые возникли у персонала, можно определить направления обучения. 

Оглянитесь вокруг

К примеру, в сфере интернет-маркетинга изменения происходят настолько быстро, что уже через полгода без обучения специалистов технологиям невозможно эффективно работать с клиентом и выводить бизнес на новый уровень.

В этом смысле обучение — это не только профильные курсы, но и посещение отраслевых мероприятий, обмен опытом с коллегами по рынку, изучение практики зарубежных агентств. Так можно понять, что нужно знать сотрудникам для выхода компании на топовый мировой уровень. 

В том же интернет-маркетинге важно регулярно обновлять сертификаты по «Яндекс.Метрике», Google Analytics, Google Ads и «Яндекс.Директу», не говоря уже о сертификатах myTarget, «ВКонтакте» и прочему

Оцените soft и hard skills

Здесь имеются в виду как профильные навыки, например, знание языков программирования для разработки, так и коммуникативные способности, умение работать в команде. 

Если уровень компетенций и знаний как новых, так и текущих сотрудников не соответствует требованиям компании или опытные специалисты не могут работать вместе, стоит задуматься об обучении и развитии персонала. 

Проанализируйте работу компании в целом

Например, объем продаж, качество продукции или услуг, процент брака, оттока клиентов, их средний срок «жизни», динамика удовлетворенности клиентов от работы с компанией. 

Этот анализ поможет определить потребность компании в обучении кадров, подскажет, по каким направлениям это особенно необходимо, в каких вертикалях и бизнес-единицах. 

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих

У вас назрела необходимость повысить квалификацию, но вы не знаете, как это сделать? Как всегда, на этот случай у нас есть пошаговая инструкция.

Прочитайте ее, она не займет много вашего времени, а пользу принесет однозначно!

Шаг 1. Выбираем курс

Выбирая курсы повышения квалификации, рекомендую обращать внимания на критерии, от которых зависит качество образовательного процесса и его результат.

Такими критериями выступают:

  • продолжительность обучения;
  • форма обучения;
  • программа курса;
  • форма итогового экзамена;
  • вид документа, выдаваемый по окончанию;
  • преподавательский состав курса.

Каждый из них важен по-своему.

Так, например, зная продолжительность обучения, вы сможете скорректировать свой рабочий график, спланировать очередной отпуск так, чтобы он не накладывался на учебу.

Если повышение квалификации связано с целью получения новой должности, то, возможно, руководство определит срок, к которому вы должны получить нужную квалификацию. В такой ситуации вам необходимо выбрать обучение нужной продолжительности.

Анализируйте программу курса, в ней не должно быть дисциплин, которые вам не нужны на практике. Помните: знания, получаемые на таких курсах, должны иметь практическую ценность.

Форма итоговой аттестации по курсу — ещё один важный фактор. Рассмотрим на примере.

Учтите, если вы хотите кардинально поменять профессию, то повышения квалификации вам будет недостаточно. Здесь потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.

Шаг 2. Подаем заявку

Заявка на обучение подаётся работодателем или самим работником.

Если у работодателя заключен договор с обучающей организацией, то заявку подает его кадровая служба путем ее передачи в офис учебного центра (если компании одногородние) либо направляя заполненную форму по электронной почте или факсу.

В случае, когда обучение планирует физлицо по собственной инициативе, то заявка составляется и отправляется одним из 3 способов.

Способы подачи заявки физлица:

  • при личном посещении офиса;
  • с помощью электронной почты;
  • через сайт обучающей организации.

Шаг 3. Оплачиваем обучение

После принятия и рассмотрения полученной заявки, учебный центр (или иная обучающая фирма) направляет в адрес заявителя перечень необходимых для поступления документов и квитанцию для оплаты.

Оплатить можно по реквизитам через терминалы, с помощью банковской карты и электронных кошельков. Юрлицам выставляется счет на оплату обучения, в котором есть все необходимые сведения для безналичных расчетов.

Шаг 4. Получаем доступ к учебным материалам

После поступления денег на счет обучающей организации у слушателей курсов появляется доступ к учебным материалам. Перечень и доступ к ним зависит от выбранной формы обучения.

Если вы выбрали курсы повышения квалификации дистанционно, то учебный центр предоставит вам доступ в личный кабинет, где есть все необходимые материалы по программе курса.

Если квалификацию повышаете очно, то все методические и учебные материалы выдаются на руки.

Шаг 5. Проходим обучение

Получив программу, вы приступаете к занятиям.

Если учитесь с отрывом от производства, т.е. посещаете курсы в учебном центре, то все понятно и предельно просто. В назначенное расписанием время приходите на занятия и под руководством преподавателя выполняете все необходимые задания, прослушиваете лекции и т.д.

При таком обучении предусматриваются практические занятия, включающие работы, выполняемые под руководством педагога в смоделированных ситуациях или в рамках стажировки.

Если учитесь без отрыва от производства (заочно, дистанционно), то все лекции и задания размещены в личном кабинете студента.

Каждый блок сопровождается подробными инструкциями, пошагово расписывается последовательность ваших действий, предусмотрены видеоуроки и обратная связь с куратором курса и преподавателями.

Нередко проводится промежуточная проверка знаний по каждому блоку. Это позволяет своевременно обнаружить проблемные места и вернуться к их повторному рассмотрению. В случае необходимости всегда можно получить дополнительную консультацию у сотрудников обучающей компании.

Шаг 6. Сдаем экзамен

Итогом обучения, независимо от его формы, служит аттестация. Она проводится письменно, устно или в форме тестирования.

Шаг 7. Получаем удостоверение о повышении квалификации

В случае успешного прохождения итогового испытания вам будет выдан документ установленного образца с указанием следующих сведений: наименования обучающей организации и программы повышения квалификации, количества часов обучения, период обучения, перечень сданных экзаменов.

Как правильно оформить повышение квалификации сотрудника — порядок действий работодателя

Ваш сотрудник повысил квалификацию, а вы не знаете, что с этим делать дальше?

Изучите нашу инструкцию по этому вопросу. Она поможет правильно и быстро оформить результат пройденного обучения.

Действие 1. Примите заявление от сотрудника и определите состав квалификационной комиссии

Успешное прохождение обучения — это еще не повод для автоматического повышения категории, разряда, класса конкретного сотрудника.

Изначально работник должен подать заявление в кадровую службу с просьбой переосвидетельствовать его профессиональный уровень на основании удостоверения о повышении квалификации.

После получения заявления создается квалификационная комиссия (при условии, что на предприятии нет такой структуры).

Действие 2. Пригласите сотрудника на заседание комиссии и проверьте его знания

Комиссия создана, дата заседания назначена, заинтересованные стороны оповещены. В назначенный день и время комиссия проверит уровень знаний работника, претендующего на более высокий разряд (категорию).

Если сотрудник успешно справится с вопросами комиссии и своими знаниями докажет, что квалификационный уровень, присвоенный ему по окончанию курсов и подтвержденный документально, соответствует его фактическим профессиональным компетенциям, то комиссия примет решение о признании результатов пройденного обучения.

О результатах работник узнает сразу.

Действие 3. Издайте приказ о присвоении сотруднику нового квалификационного разряда

Заключение комиссии служит основанием для издания приказа о повышении разряда (категории) такому-то работнику.

Приказ — это документ, официально подтверждающий новый квалификационный уровень работника и дающий ему право на выполнение других задач и обязанностей. Ознакамливается сотрудник с этим документом под подпись.

Действие 4. Внесите изменения в трудовую книжку и договор

Приказ издан. Теперь в недельный срок кадровой службе необходимо внести запись о повышении разряда в трудовую книжку сотрудника. При этом в документе делается ссылка на полученное после прохождения курсов удостоверение (свидетельство).

С самого документа снимается копия, заверяется в установленном порядке и подшивается в личное дело сотрудника.

Для всех желающих предлагаю к просмотру видеоролик по теме.

Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?

Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:

  • Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
  • Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
  • Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
  • Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.

Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.

  • Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
  • Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
  • Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
  • Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.

Как организовать обучение персонала

Чтобы грамотно все организовать, составляется программа обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым мы достигнем оптимальных результатов. Предлагаю составить пример плана обучения персонала на предприятии.

Шаг 1. Определяем цель учебы, что вы ждете. Какова цель проведения. Возможно, это повышение мотивации работников или создание кадрового резерва, повышение производительности и качества труда или подготовка сотрудников к изменению направления деятельности.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат учебы. Какие формы обучения персонала будут использоваться

Определить это важно, потому что этот фактор влияет на эффективность процесса. Форма дистанционная или в виде прямого контакта непосредственно с инструктором

Выбирают исходя из удобства и специфики каждой организации.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы. В некоторых компаниях имеются собственные учебные центры, где разрабатываются обучающие программы. Если таких центров в вашей организации нет, обратитесь к специальным фирмам, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.

Шаг 4. Находим и подготавливаем тренеров. Для проведения мероприятия нужен специалист по обучению и развитию персонала — тренер. Необходимо периодически проверять уровень его подготовки и своевременно отправлять на повышение квалификации. Если же такого лица в организации нет, то его приглашают извне. Но прежде чем остановить выбор на ком-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами, запросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия. Начинаем с утверждения графика и программы. Обучающие организации предоставят образец программы обучения персонала. Руководителю не следует самоустраняться от процесса. Процесс обязательно контролируют, например директор по персоналу: обучение сотрудники будут проходить более ответственно, зная, что руководство держит руку на пульсе. По результатам прохождения составляется протокол обучения персонала.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал. Чтобы определить, насколько проведенные мероприятия были полезными и эффективными, проверьте полученные работниками знания. Лучше всего это сделать в форме тестов, что позволит выявить и скорректировать слабые места в переподготовке. При несогласии работника с итогами тестирования, при обжаловании у работодателя будет наглядное подтверждение его результатов.

Шаг 7. Анализируем результаты и подводим итоги. По итогам сотрудникам выдают анкеты, которые покажут уровень удовлетворенности пройденным курсом. Дополнительно проводят перестановки кадров, меняют оплату труда, формируют кадровый резерв. Этим работодатель стимулирует своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.

Какие бывают виды повышения квалификации — 3 основных вида

Повышение квалификации бывает трех видов.

Классификация проводится в зависимости от продолжительности обучения.

Давайте разбираться.

Вид 1. Краткосрочные программы

Продолжительность программы составляет не менее 72 часов. Обучение организует сам работодатель, оно носит тематический характер (изучается конкретный вопрос, отрабатывается определенный навык и т.д.).

Занятия проводятся рабочими и специалистами предприятия, имеющими более высокую квалификацию. В итоге обучающиеся сдают экзамен.

Вид 2. Тематические и проблемные семинары

Занятия длятся от 72 до 100 часов. При таком варианте для слушателей проводятся тренинги, семинары на конкретные темы, позволяющие анализировать проблемы предприятия или отрасли.

Такая учеба способствует скорейшему приобретению необходимых знаний, профнавыков. После успешной сдачи экзаменов сотрудник получает удостоверение о пройденном краткосрочном повышении квалификации.

Вид 3. Длительные программы

Длительность обучения по такой программе составляет от 100 до 500 часов. Она предназначена для опытных работников, которые испытывают некоторые проблемы в своей профдеятельности. Такое повышение квалификации необходимо и специалистам, наделенным новым должностным функционалом.

Подтверждением пройденного курса служит свидетельство о длительном повышении квалификации.

Национальный квалификационный тест: новая форма аттестации педагогов в 2019 году

На сегодняшний день можно наблюдать активное внедрение профессиональных стандартов для различных педагогических специалистов. Как утверждают законотворцы, с помощью этих документов требования к учителю и его профессиональным качествам начнут соответствовать основным тенденциям времени.

Но это не единственное нововведение в педагогической отрасли – аттестация учителей также регулярно претерпевает изменения, подстраиваясь под образ современного учителя.

С 2019 года педагоги будут сдавать Национальный квалификационный тест, а также представлять на суд независимой комиссии портфолио. В рамках теста будет проверка не только собственно знаний технологии преподавания дисциплины, но и проверка умений быть психологом, наставником и другом учащихся. А портфолио должно отражать взаимосвязанную деятельность учителя и его подопечных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector