Виды менеджмента

Содержание:

Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

  1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
  2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
  3. направлено на достижение определенной управленческой цели;
  4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
  5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
  6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
  7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи — целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи — канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл — совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

  • анализ управленческой ситуации;
  • выработка и принятие решения;
  • организация и исполнение решения;
  • контроль выполнения решения;
  • подведение итогов, внесение корректив.

Понятие и виды актов государственного управления

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Признаки: имеет юридическую форму; издается полномочным субъектом; носит юридически властный характер; служит юридическим фактом; может быть обжалован; обеспечен силой государственного принуждения.

Виды правовых актов управления

1. По юридическим свойствам:

а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности; б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела; в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.

2. По форме выражения:

а) словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме); б) конклюдентные.

3. По сроку действия:

а) бессрочные; б) срочные; в)временные.

4. По территории действия:

а) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

5. По органу, издавшему акт:

а) акты Президента РФ; б) акты Правительства РФ;

в) акты федеральных органов исполнительной власти;

г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; е) акты руководителей предприятий, учреждений.

6. По характеру компетенции:

а) общей компетенции; б) межотраслевой компетенции; в) отраслевой компетенции; г) специальной компетенции.

7. По наименованиям:

а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др.

8. По функциональной роли:

а) плановые; б) методические; в) кадровые; г) финансовые и др.

9. В зависимости от порядка принятия: а) коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством); б) единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления).

10. По степени сложности:

а) простые (рутинные); б) сложные; в) уникальные.

Для того чтобы правовые акты управления обладали определенной юридической силой, они должны соответствовать ряду требований:

  1. требования к подготовке и изданию нормативного акта: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта; наименование должности и ФИО подписавшего акт;
  2. требования к содержанию: законность; целесообразность;
  3. требование к форме: устная, письменная или конклюдентная; четкость и краткость изложения; полнота изложения материала; структура нормативно-правового акта;
  4. требование к порядку вступления в законную силу.

Построение системы ППР с помощью автоматизации ТОИР

Планово-предупредительные ремонты — ряд профилактических мероприятий по уходу за оборудованием. Сюда входят осмотры, чистка, замена изношенных деталей, настройка и т.п. Все это позволяет исключить работу техники в условиях сильного износа.

Условно систему ППР можно разделить на две части:

  • планово-предупредительные ремонты техники и оборудования по состоянию;
  • регламентированные ППР.

Все мероприятия по планово-предупредительным ремонтам фиксируются в соответствующей документации. На любое оборудование составляется регламент и годовой план проведения ППР. Вести все это вручную сложно. Автоматизация может упростить данный процесс, избавить от бумажной волокиты. Рекомендуется использовать 1С ТОИР.

Программа позволяет составлять и вести график ППР. Для формирования графика планирования ремонтов необходимо указать в системе такую информацию:

  • дата выдачи графика;
  • период, на который нужно сформировать план-график;
  • подразделение, для которого требуется график;
  • объекты на ремонт, которые требуется включить;
  • перечень видов ремонтов и ТО для графика.

Оперативное планирование ремонтов осуществляется на базе заявок на проведение ремонтных работ. Формируются они при выявлении дефекта в технике или при наступлении даты планового ремонта. В них можно включать операции и материалы, утвержденные в технологических картах и спецификациях. При создании заявок плановые затраты определяются автоматически системой. На основании таких заявок составляются наряды. В них приводится список необходимых работ, сроки выполнения, указывается ремонтный персонал.

Учет ремонтных работ ведется в системе путем создания актов выполненных работ. Формируются они на базе наряда. После проведения акта трудозатраты и затраты МТО списываются.

Для выполнения в срок запланированных планово-предупредительных работ необходимо иметь требуемые инструменты, запасные части. Чтобы планировать объем и сроки их закупки, нужно знать потребность в МТО. Она легко определяется в 1С ТОИР. В системе должны быть внесены сформированные графики ППР на рассматриваемый период. Потребность в запчастях, инструментах и материалах рассчитывается в системе автоматически на основании данных о планируемых ремонтах и ТО. Чтобы посмотреть потребность в МТО, нужно сформировать отчет «План МТО».

Для закупки требуемого количества материалов, инструментов и запчастей надо иметь соответствующий бюджет. В системе 1С ТОИР предусмотрена возможность его формирования. Для просмотра суммы затрат в программе есть специальный отчет «Прямые затраты на выполнение ремонта». С целью контроля затрат стоит формировать отчет «План-фактный анализ затрат МТО».

От того, как будет проходить управление техническим обслуживанием оборудования и его ремонтом, зависит срок исправной работы.

Современные предприятия используют для этого программное обеспечение для автоматизации ТОИР. Создание информационной взаимосвязи между ремонтными бригадами, работами и информацией о запчастях, позволяется сократить издержки предприятия, планировать выполнение ППР, вести электронных архив проведённых ремонтов.

Новые правила проверки декларации по НДС
5 шагов к порядку на складе

Какой специалист занимается менеджментом

Мы с вами разобрались в сути понятия, затронули основные цели, задачи и функции, теперь пришло время разобраться с ключевым персонажем – менеджером. Кого можно назвать менеджером, какими качествами он обладает, и какие обязанности входят в его работу?

Менеджер –
это человек, занимающий руководящую должность и занимающийся управлением
подчинёнными на разных уровнях. Менеджеры бывают разных уровней, в зависимости
от объёма выполняемой работы, сегмента производства, количества подчинённых во
владении конкретного управленца.

Менеджмент имеет свою иерархию, где представлены менеджеры высшего, среднего и низшего звена. Высшее звено составляют руководители крупных компаний, в то время как менеджеры среднего и низшего звена отвечают за отдел, цех, бригаду.

Руководителей высшего звена принято называть ТОП-менеджерами и в западных странах их труд оценивают в десятки раз больше, чем работу рядового сотрудника. В руках ТОП-менеджеров сосредоточены решения о развитии компании, её стратегические цели, а так же ключевые вопросы касательно производства, финансов, рабочего коллектива, инноваций и прочего.

Менеджеры
высшего уровня задают темп рабочему процессу, а менеджеры низших звеньев
трудятся над воплощением поставленных целей в жизнь. Менеджеры много общаются с
подчинёнными, это профессия требует высокого уровня коммуникабельности, знания
базовых принципов психологии, умения расположить к себе и повести толпу.

Менеджерами можно называть и управляющих, и управленцев, ведь каждый из них идёт к намеченной цели, но на разных уровнях. Если говорить о практической части работы менеджеров, то они составляют некую сеть на производстве или каркас, за счёт которого компания благополучно функционирует

Умения руководителя напрямую влияют на эффективность работы организации, поэтому крайне важно сегодня распознать талантливого менеджера, способного минимизировать затраты предприятия и существенно повысить её доход

Примеры лучших менеджеров в истории человечества вдохновляют и доказывают, насколько важна роль управленцев и какое влияние они имеют не только на работу предприятия, но и мировое устройство. Под руководством ТОП-менеджеров заключаются сделки, на кону которых, стоят миллиарды, а весь мир, затаив дыхание, наблюдает за выверенными решениями известных управленцев.

Первый о ком
стоит упомянуть – легендарный Стив Джобс. Один из основателей «яблочной»
компании сумел довести её прибыль трёх тысяч процентов! Джобс всегда говорил,
что, в первую очередь, необходимо иметь высокие цели и идти к ним, невзирая на
все преграды и трудности. Кроме того, по мнению Джобса, в производственном
процессе не бывает ненужных или пустяковых деталей, ведь каждая из них
составляет важную часть единого механизма.

Пример ещё одного легендарного управленца – Юн Чен Ен, являющийся гендиректором Samsung Electronics. Благодаря талантливому руководителю, акции компании взлетели на 1400%, а его принципами строгой экономии и внедрении новейших технологий, пользуются до сих пор. Создатель Amazon Джефф Безос считается одним из самых богатых людей на планете, благодаря грамотному продвижению собственной компании. Безос утверждает, что тому причиной стала любознательность и желание развиваться, чему он всегда учит и своих подчинённых.

Каждый из великих ТОП-менеджеров прошёл сложный путь к успеху и выделил свой особый «рецепт», помогающий им в работе. Единого мнения о том, каким должен быть идеальный управленец, не существует, но мы выделили основные критерии, присущие эффективному менеджеру.

Сенсорное управление

Это разновидность электронного режима. Нужные параметры и программы вводятся только с помощью сенсорных кнопок.

Среди пользователей по популярности идут следующие модели управления:

  1. Электромеханические.
  2. Сенсорные.
  3. Механические.

Автоматические и пользовательские программы управления

 Регулируют режимы духового шкафа с помощью набора команд, входящих в программы управления. Хозяйке нужно только менять параметры режима работы в процессе готовки  — влажность, температуру, скорость вентилятора.

Автоматические программы

производители разрабатывают такие программы для максимального упрощения приготовления всем известных кушаний; хозяйке достаточно лишь выбрать блюдо. При этом иногда приходится устанавливать вес, интенсивность нагрева и др.; все остальное сделает программа: включит нужные режимы, рассчитает время, задаст параметры и оповестит, когда будет все готово (просто космос какой-то!).

Ваши собственные пользовательские программы

понадобятся, когда в списке стандартных программ нужное блюдо отсутствует; хозяйка сама задает последовательность и время действия режимов; агрегат сохранит в памяти алгоритм приготовления блюда. Когда вам снова захочется съесть это кушанье, он активирует записанную последовательность.

ВАЖНО! Пользовательские и встроенные программы наличествуют только в духовых шкафах с сенсорным и электронным управлением

Предназначение основных функций управления

Общий функционал управленческой деятельности характерен для предприятий любых сфер бизнеса. Особо востребованной считают функцию титрования, заключающуюся в массовом, количественном и качественном анализе показателей деятельности. В процессе ее реализации руководитель выполняет следующие действия:

  • формирует цели и задачи;
  • разрабатывает стратегии планирования;
  • составляет оперативные планы.

Насколько эффективны будут реализованы планы в будущем, определяется организационной функцией. С ее помощью решают следующие задачи:

  • создание организации;
  • определение структурных подразделений;
  • распределение зон ответственности среди сотрудников;
  • координация работы персонала.

Цели и функции управления, их классификация. Управленческий цикл

Классификация целей управления:

  • по содержанию (например, экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);
  • по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом иерархия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей), одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с другими (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «деревом целей». Однако приоритет целей «подвижен», так как зависит от влияния факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с приоритетом цели в реальном режиме времени, т. е. сформулированная приоритетная цель должна быть адекватна действиям факторов и условиям внешней среды.

Классификация функций органов управления:

  1. основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти, государственного управления;
  2. обеспечивающие – функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.

К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Управленческий цикл – повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.

Цикл управления:

  1. выявление и осмысление актуальной проблемы управления;
  2. формулирование целей и постановка задач;
  3. подготовка и принятие управленческих решений и их правовое закрепление;
  4. организация исполнения управленческих решений;
  5. коррегирование управленческого решения и регулирование системы управления.

Цель административно-правового регулирования – создание стабильности управленческих отношений в уже организованной и упорядоченной системе в целях повышения вероятности реализации знаний, опыта, прав, свобод и законных интересов всех субъектов административного права.

Социальное управление

Рассматривая виды управления, следует отметить такую разновидность, как социальное воздействие. В первом случае под системой подразумевается все общество либо определенная его социальная группа, а также отдельные индивидуумы. Управление производится для упорядочивания их действий, сплочения, повышения организованности коллектива.

Социальное управление имеет несколько характерных признаков. Оно возможно там, где существует совместная деятельность группы людей. Они должны быть единым коллективом. Воздействие на подобные социальные группы должно быть упорядоченным и последовательным.

Еще одним признаком социального управления является направленность на достижение конкретных целей. Субъекты управления наделяются определенной властью. Объекты управления подчиняются приказам руководящих органов. Они имеют определенную степень свободы действий. Однако при создании определенных указаний руководителем, все составляющие системы должны подчиняться изданным приказам. При этом команды и приказы должны быть реализованы в рамках единого механизма.

Субъекты

Кого можно считать субъектами менеджмента?

Субъект
менеджмента – это человек или коллектив людей, объединённых управленческими
воздействиями, направленный на достижение базовых целей организации.

Когда мы говорим о субъекте менеджмента, мы имеем в виду исключительно реальных людей, вовлечённых в процесс работы фирмы. Каждый из них, посредством возложенных обязательств, влияет на реализацию определённых задач. Говоря простым языком, любой человек является субъектом управления. Мы сами управляем своей жизнью, принимаем решения о переезде, поступлении на учёбу, работу, службу.

Если
говорить в более узком смысле понимания понятия «субъект менеджмента», то речь
идёт непосредственно о менеджерах, то есть тех людях, что осуществляют
управление над социальными объектами. Менеджеры могут быть руководителями
разных уровней, выполнять разные функции, в зависимости от сферы применения
собственных навыков.

Нелишним
будет упомянуть и об объекте менеджмента, чтобы осознать, как выглядит полная
картина.

Итак, объект менеджмента – это всё то, на что направлен процесс управления. Объектом может быть цех, производство, рабочий персонал и прочее. Объект иерархичен, он имеет структурное направление, многослойность. Субъект воздействует на объект, приводя в движение все основные процессы и механизмы, лежащие в основе производства.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Важность управления организацией

Каждый этап жизненного цикла компании предусматривает ведение определённой внутренней политики. Пытаться реализовать инструменты, характерные для зрелого предприятия, на только зарождающуюся фирму ни в коей мере нельзя. Они будут просто неэффективны. Поэтому квалифицированный начальник должен уметь правильно определять уровень собственного дела и степень его развития, а также в зависимости от этих величин координировать всю деятельность правильным способом.

Одной из основных задач в первоначальном планировании является выбор организационной структуры. Это понятие включает в себя не только иерархию и взаимоотношения сотрудников между собой, но и выполнение необходимых условий для комфортной работы по реализации всех обязательных задач. Структура определяется общей стратегией, которую за основу взяли управляющие. В идеале она должна быть максимально простой и иметь лишь рациональные связи между отделами, функциональной, по возможности экономичной, гибкой и оперативно реагирующей на любые изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector