Влияет ли режим сна на ребенка

Влияет ли режим сна на ребенка thumbnail

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема недостаточного сна у детей различного возраста. Определены социальные факторы, влияющие на уменьшение отводимого на сон времени как у взрослых, так и у детей. Выявлено влияние недосыпания на развитие ребенка: поведение, успеваемость, концентрацию внимания, здоровье. Отдельное внимание уделено нормам сна детей: от младенцев до подростков.

Ключевые слова:

норма сна, продолжительность сна, недостаток сна, социальное давление, ритм жизни.

За последние 50 лет продолжительность ночного сна у взрослых сократилась с восьми до почти семи часов [7]. Это объясняется увеличением социальной и информационной нагрузки на человека: ему приходится обрабатывать больше данных и примерять на себя большее число социальных ролей. Возрастание нервно-эмоциональных нагрузок в процессе трудовой деятельности формирует состояние напряжения функционального состояния организма, что приводит к появлению стресса [5, 8, 10] вплоть до синдрома эмоционального выгорания [9, 11]. Необходимость профилактики стресса является одной из задач Глобального плана действий по здоровью работающих на 2008-2017 гг. [6].

Сон – мощный источник питания, благодаря которому разум остается активным и в то же время спокойным [4]. У взрослого человека недостаток сна приводит к ухудшению настроения, координации, мыслительной деятельности и иммунитета. Человек может набирать лишний вес, у него начинаются проблемы со здоровьем – от высыпаний на коже до рака [7].

Это доказывают и исследования. В результате наблюдения за 54 тысячами человек на протяжении 14 лет удалось выяснить, что частота смертельных травм в результате несчастных случаев возрастала у людей с бессонницей на 8%. Вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие увеличивалась на 11% при частых ночных пробуждения и на 34% при трудностях засыпания [3].

На сегодняшний день всё чаще проблемы со сном проявляются и у детей, на что влияет изменение ритма жизни родителей и необходимость постепенной адаптации к взрослой жизни. Раннее начало школьных занятий и давление общества приводят к снижению длительности сна и хроническому его недостатку. Поэтому подростки очень часто накапливают усталость, у них выражены сонливость днём и снижение внимания.

В ходе двух исследований тысячи подростков на Тайване и в Бельгии было установлено: те, у кого были проблемы со сном, показывали более низкую успеваемость. Вместе с тем меньше спали те ученики, которые планировали поступить в колледж и поэтому усерднее занимались. То есть маленькие дети с проблемами со сном вырастают в школьников с более низкой успеваемостью. Однако те из них, кто достиг успехов в обучении, рискуют не выполнить норму сон [4]. Это доказывает глобальность данной проблемы.

Продолжительность сна напрямую влияет на развитие ребенка. В первые дни главное занятие новорожденного – сон. Младенцы набирают от 14 до 18 часов сна в сутки. Они спят небольшими отрезками в течение и дня, и ночи [7]. Их мозг быстро устает от количества впечатлений. Пока младенец спит, мозг трудится над созданием извилин, необходимых для умственного и эмоционального развития. Если ребенок выспался, он собран, сосредоточен, увлеченно играет, хорошо ест, излучает энергию и активно взаимодействует с окружающими [12].

Недостаток сна негативно сказывается на детях всех возрастов. Доктор Дж. Бейтс исследовал 202 ребенка 4-5 лет и установил, что дневное поведение напрямую зависит ото сна [1]. По мнению американского доктора Вайсблута, у родителей, которые регулярно, постоянно и структурно подходят к обеспечению потребностей ребенка во сне, дети реже отличаются проблемами с поведением. Напротив, если родители не укладывают ребёнка вовремя, он переутомляется, и тогда возникновение поведенческих проблем более вероятно. Среди них агрессия, оппозиционное и вызывающее поведение, открытое неповиновение, несговорчивость, гиперреактивность [4]. Результаты ещё одного исследования детей 7-11 лет показывают, что дети с большей продолжительностью сна имеют более высокий балл IQ и лучшую успеваемость в школе [2].

В то же время исследования детей в возрасте 5-6 лет в Германии и Японии показали связь между недостатком сна и набором лишнего веса: чем позже ребенок ложится спать, тем выше риск ожирения [2]. Вполне вероятно, что переутомленные дети испытывают стресс, который просто «заедают».

Доказав необходимость обеспечения нормального детского сна, рассмотрим информацию о нормах для детей различного возраста.

В первые месяцы жизни родители не должны давать ребенку бодрствовать более часа или двух и обязаны следить за признаками сонливости, иначе последует переутомление. Ребенок перейдет в зону усталости – ему будет трудно успокоится и уснуть [4].

Когда ребенок учится ходить, общая продолжительность сна постепенно уменьшается и к двум годам составляет 11-12 часов (с учетом дневного сна длительностью 1-2 часа). А к пяти годам время сокращается до 10-11 часов в сутки. Кроме того, дети засыпают гораздо раньше взрослых. Младенцы – между 21:00 и 22:00, в возрасте от двух до шести лет – между 20:00 и 21:00, ещё раньше – дети в возрасте от полутора до двух лет. Они часто укладываются около 20:00 [7].

К началу второго года жизни ребенку обычно нужно два дневных сна, к 18 месяцам – один. До 36 месяцев родителям необходимо сохранять один дневной сон, если малыш отказывается – обеспечить тихий час, чтобы дать возможность отдохнуть и физически, и морально, не переутомиться.

Школьники с возрастом начинают ложиться всё позже, и поэтому спят меньше. До начала пубертатного периода для поддержания оптимального уровня деятельности в течение дня необходимо 9,5-10 часов сна. В случае, если здоровый режим сна не будет выдержан, результатом может стать постоянно усугубляющаяся дневная сонливость [2].

Таким образом, мы доказали, что проблема недостаточности сна у детей является следствием изменения жизни их родителей. Она приводит к ухудшению физического и психологического здоровья, отрицательно влияет на успеваемость и развитие детей различного возраста: от младенцев до подростков. Всё это позволяет сделать вывод, что для большинства семей существует необходимость коррекции режима сна и бодрствования. При этом инициатива в данном случае должна идти от родителей, которые просто обязаны более внимательно следить за временим, которое их ребенок отводит на сон.

Источник

Сон жизненно необходим человеку в любом возрасте, однако именно для детей он имеет критическое значение для правильного развития. Большинство педиатров уверены: когда дети спят столько, сколько требуется, они становятся здоровее и спокойнее. Кроме того, последние исследования доказывают, что польза хорошего сна для детей заключается также в ускорении процессов очистки клеток головного мозга от продуктов распада.

почему сон полезен для детей

У каждого ребёнка есть своя индивидуальная норма сна, которая может незначительно (до 1 часа) отличатся от рекомендуемой возрастной нормы:

  • До 2 месяцев – от 11 до 18 часов;
  • С 2 до 12 месяцев 14-15 часов;
  • 1-3 год – 12-14 часов;
  • 3-5 лет – 11-13 часов;
  • С 5 до 12 лет – 10-11 часов.

Для детей дошкольного возраста норма сна включает в себя как минимум один дневной сон. Многие родители возразят, что выспавшись днём, ребёнок потом откажется засыпать ночью. Доля правды в этом есть, однако поскольку детям нужно спать больше, чем взрослым, и за один ночной сон невозможно восполнить нужное время, особенно в раннем детском возрасте.

Поразительно, что даже незначительная нехватка сна в течение нескольких дней приводит к серьёзным последствиям. Исполнительный директор Сомнологического центра Детской больницы в Филадельфии Джоди Минделл считает, что многообразие вреда со стороны недосыпа даже трудно представить.

10 причин, почему детям нужно спать больше, чем взрослым

1.    Сон помогает сердцу.

Здоровый сон защищает детей от повреждения тканей сердца, особенно в стрессовой ситуации. Переезд, смена состава семьи, длительная разлука – все эти факторы могут отрицательно сказаться на детском здоровье. Поэтому в это время особенно важно следить за качеством и продолжительностью сна.
При хронической нехватке сна уровень кортизола и глюкозы остаются повышенными всю ночь, что также отрицательно влияет на сердце. Чтобы справиться с нехваткой сна, установите режим и придумайте вечерние ритуалы в вашей семье.

2.    Сон помогает бороться с инфекцией.

Самая актуальная зимняя польза сна для детей. Во время сна в организме вырабатываются особые белки – цитокины, которые участвую в ответной реакции на инфекции и стресс. Именно цитокины являются причиной нашей сонливости, если мы заболели. Чем меньше мы спим, тем меньше цитокинов помогут вступить в борьбу с болезнью.

3.    Сон влияет на рост.

Поговорка гласит, что дети растут во сне, и это правда. Гормон роста действительно выделяется, в основном, во время фазы глубокого сна. Дети, имеющие нарушения сна различного свойства, растут медленнее своих сверстников.

4.    Сон влияет на вес.

Многие кормящим матерям известна утомительная связка еда-сон, из-за которой младенца невозможно оставить ни с кем из родственников. Педиатр Дорит Корен уверена, что подобная зависимость нарастает, как снежный ком. Когда ребёнок наелся, его организм вырабатывает лептин, служащий сигналом о сытости. Нехватка сна тормозит выработку лептина, чувство насыщения не появляется и ребёнок продолжает есть. Со временем, это приводит к излишнему набору веса и даже ожирению.

5.    Сон снижает риск диабета I типа.

Диабет I типа может появиться, как осложнение на фоне затяжного стресса или болезни. Согласно итальянским исследованиям, глубокий длительный сон снижает его риск возникновения на 24%.

6.    Здоровый сон снижает риск травм.

Китайские учёные доказали пользу хорошего долгого сна для детей дошкольного возраста. Он значительно снижает риск возникновения травмы из-за неосторожности, потери внимания или координации. 91% детей, получивших две и более травмы за год,

7.    Сон влияет на внимание.

Синдром дефицита внимания стал настоящим бичом родителей 21 века. Доктор Оуэнс из Колумбийского университета считает, что более половины случаев этого синдрома приходятся на счёт депривации сна.

Даже полчаса дополнительного сна ночью в школьном возрасте способны улучшить детское настроение и повысить успеваемость. Оптимальным режимом для активных детей будет ложиться спать в 9 вечера. Это позволит набрать необходимое количество сна даже при довольно ранних подъёмах. В качестве дополнительной помощи используйте пользу «сонных продуктов перед сном».

8.    Сон помогает учиться.

Когнитивные способности начинают развиваться прямо с рождения. За первый год ребёнок получает столько информации и навыков, сколько никогда позднее. Большая часть этой информации обрабатывается и закрепляется во сне.

Отдельно стоит отметить пользу дневного сна. Исследование в Университете Массачусетса показало, что дети, которые сразу после урока дремали около часа, могли воспроизвести на следующий день почти всё, что услышали на занятии. Те же, кто отказался от сна, забыли до 15% информации.

9.    Сон развивает эмоциональный интеллект.

Не очевидная, но очень важная польза хорошего сна. Дети, имеющие здоровый режим сна, точнее определяют эмоции и чувства других людей, больше способны к сопереживанию и помощи. Всё это является первичными показателями эмоционального интеллекта и способности к эмпатии.

10.    Сон развивает речь.

Во время фазы глубокого сна происходит анализ и упорядочивание полученной за день информации, в том числе лингвистической. Малыши, которые в первые месяцы жизни спят крепко и хорошо, быстрее начинают говорить и активно пополняют свой словарный запас.

Крупнейшие научные институты всего мира заняты изучением нехватки сна на детское здоровье. Они ежегодно расширяют и дополняют наши знания о причинах, почему детям нужно спать больше, чем взрослым. Однако уже очевидно: в жизни детей сон играет важную и значительную роль, которую нельзя будет восполнить в будущем.

Источник

Нужен ли ребенку режим? Насколько велика опасность подавить творческий потенциал малыша, если с малых лет приучать его к порядку во всем? Многодетная мама и психолог Екатерина Бурмистрова рассказала об этом корреспонденту портала «Православие и мир» Тамаре Амелиной.

Когда росли мы, нынешнее поколение родителей, режим в жизни ребенка не являлся чем-то обсуждаемым. Он должен был быть. Младенцев кормили по режиму, в детском саду, на продленке, в пионерлагере был режим. Никто в значении режима не сомневался. Все дети вырастали режимными.

Что происходит сейчас? В начале 90-х годов, когда рухнула империя, открылись границы, поток информации с Запада сместил национальную парадигму. Помимо музыки из кинофильмов, рекламы жвачки и всего прочего к нам приехала антиавторитарная волна в воспитании. Она выражается в том, что не родители диктуют ребенку, как себя вести, во сколько нужно ложиться спать, сколько смотреть телевизор, а ребенок, чью свободную личность, как считается, опасно подавить, сам знает, что ему надо.

– Еще есть японская система воспитания…

Когда рассказываешь, как необходима в жизни ребенка система запретов, редкая родительская группа не говорит: «А как же в Японии растят без «нельзя»?» Там ребенок, действительно, до определенного времени растет без ограничений, но потом он попадает в настолько ранжированную запретами систему (кастовыми, возрастными, сословными), что нам и не снилось то количество запретов, которое нужно знать японскому ребенку.

Как русский человек целиком не может питаться японской кухней, ему через некоторое время станет очень плохо, точно так же невозможно взять кусок чужой системы воспитания и, воплотив его в совершенно иной культуре, получить положительные результаты. Как нельзя у нас в открытом грунте выращивать экзотические овощи, так и кусок воспитательной системы, гармонично привитый в Японии, невозможно прилепить к чужому кусту.

«Японское воспитание» – это один из родительских мифов. Но такие мифы очень влияют на сознание родителей.

Еще появился миф про детей индиго, довольно опасное оккультное движение. У этих детей якобы сильное свечение в ауре, они совершенно не воспринимают запреты. Миф о детях индиго, конечно, смехотворный, но, как ни странно, его вполне серьезно могут повторять даже люди с высшим образованием, «подкованные». Под миф о детях индиго очень легко сходят все минимальные расстройства нервной системы – ребенка к невропатологу нужно вести, его лечить надо, а у родителей в голове миф о детях индиго, якобы он такой необыкновенный, это шестая раса, и он не подчиняется законам пятой расы. Все! Он непролеченный идет в школу, и потом выясняется: он не ребенок индиго, а у него минимальная мозговая дисфункция, которую нужно было вовремя корректировать.

Все эти факторы в воспитании подействовали так, что почему-то стало считаться, что режим вообще не нужен. Родители перестали укладывать младенцев, когда надо; почему-то стало считаться, что двухлетний ребенок может отказаться от дневного сна; стало считаться, что ребенок сам знает, когда ему есть и что ему есть.

С точки зрения практикующего психолога и мамы тоже я заявляю: БЕЗ РЕЖИМА И ПОРЯДКА, КОТОРЫЕ ДИКТУЮТСЯ РОДИТЕЛЬСКИМИ НОРМАМИ, УСТАНОВКАМИ И ПРЕДПИСАНИЯМИ, ОЧЕНЬ СЛОЖНО ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА СО СТАБИЛЬНОЙ ПСИХИКОЙ. Чем младше ребенок, тем более ему необходим этот внешний скелет в виде режима и распорядка.

Только пятая часть детей – флегматики – в состоянии сами заснуть тогда, когда им это нужно. А остальные 80% – холерики, сангвиники, – им необходима помощь в засыпании, потому что они доводят себя до состояния крайнего перевозбуждения.

И если родители не относятся к сторонникам режима, то у них этот ребенок будет в постоянном хроническом перевозбужденном состоянии. В таком состоянии очень сложно и учиться, и сложно реагировать на родительские просьбы. Получается сложный, сложновоспитуемый ребенок.

– Тем не менее, это очень распространенная родительская позиция.

Режим – огромная тема. Мы имеем некоторый сдвиг в родительских головах, что режим может ребенку повредить. Как вернуться к здравому смыслу?

Сейчас антиавторитарная волна пошла на спад, потому что выросло поколение детей, выращенных вне запретов, и явно видно, насколько хуже они обучаются, насколько хуже отношения в семье, насколько меньшие результаты они имеют в подростковом возрасте. На Западе эта волна кончилась раньше, у них даже есть исследования по поводу того, как влияет бесструктурный день на ребенка. Режим должен быть, но я бы тут брала слово не режим, а ритм. Режим – это что-то очень жесткое: кормление точно в 6.30, в 9.30, в 13.30 и т.д. Ритм – это нечто более гибкое, если есть ритм дня – это значит, что создает и задает его родитель, а не ребенок.

– А сам ребенок может как-то влиять на собственный режим-ритм?

Возвращаемся к вопросу о главенстве ролей в семье. Если в семье главный – ребенок, то он знает, когда ему есть, когда спать и пойдет ли он гулять. Я считаю это колоссальным трагическим перекосом. Так вырастают дети–тираны. Это возможно, когда ребенок единственный. Если рождается хотя бы второй ребенок, этой детской диктатуре приходит конец.

Семья – иерархическая структура, где главный – отец, потом мама, именно взрослые должны задавать ритм, скорость наполнения жизни. Пока ребенок мал, ритм жизни, режим являются основной канвой, которую могут создавать только взрослые. Ребенок не настолько за себя отвечает, передоверять устройство жизни несознательному несмышленому человечку – это просто странно. Это меняет порядок, переворачивает иерархию.

– Но ведь можно и переборщить с режимом?

Режим должен быть как некий закон мироздания: не злая воля родителей, которая калечит ребенка, а понимание, что все так живут. Все дети младше шести лет спят днем. Но в семьях всегда бывают отклонения от правил: есть дети, которые рано перестают спать, но это скорее исключение, я даже о нем не говорю.

Любая опытная мама знает: ребенок, который не поспал днем, не поспал вовремя, не поспал столько, сколько надо, становится как бы никаким во второй половине дня. Чем младше ребенок, тем больше его нервность связана с распорядком.

У ребенка должен быть режим, но он у него не должен походить на рабочее расписание помощника министра. Потому что иногда родители склонны создавать очень плотный распорядок и могут держать этот ритм, но они очень перегружают ребенка, перестимулируют. Это тоже один из важных воспитательных вопросов.

– С какого возраста ребенок может сам отвечать за собственный режим?

Начиная примерно с семи лет можно уже ждать, что ребенок сам может ложиться спать – укладываться и засыпать, что ему не нужна помощь. Родители передают ему ответственность за режим, но они должны контролировать, так или иначе, чтобы все было по плану.

Начиная с семи лет у ребенка формируется способность отвечать за себя и за свои ритмы. Ему надо учиться распределять свое время: сколько он будет тратить на уроки, сколько оставит на игру. Это довольно плавный процесс, требующий большого наблюдения.

И ТУТ ВАЖНО ИМЕННО СТРЕМЛЕНИЕ УПОРЯДОЧИТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА, И НЕ УНИЧТОЖИТЬ В НЕМ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. Если ребенок будет перегружен, у него не останется времени для игры. А игра – это основная деятельность ребенка-дошкольника, ИГРА И ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, а вовсе не посещение развивающих занятий, как кажется многим ответственным родителям.

– Есть связь между режимом и развитием ребенка?

СУЩЕСТВУЕТ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ – РЕЖИМ, ПОРЯДОК, ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ. Режим для младенца – это внешний скелет формирования, позволяющий нормально расти. И, в принципе, физиологическое благополучие ребенка до трех с половиной лет точно вплотную завязано на режиме. Но очень важно после трех лет, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, характер, не сбиться с правильной дороги. И по-прежнему основные режимные события должны диктоваться ребенку взрослыми: когда кушать и что кушать, когда спать, сколько спать, гулять или не гулять – знает только взрослый.

В семье должна быть четкая область взрослых решений. Взрослый может позволить ребенку решить, куда он пойдет гулять – на эту площадку или на ту. Но гулять или не гулять, – за это ответственность передать нельзя, это не детский уровень компетентности.

Из режима происходит привычка, что жизнь – не хаос, это космос, это порядок, а не анархия. Режим не подавляет творческое начало, он организует жизнь, никак ничему не мешая. Конечно, в режиме, детском укладе должно оставаться время на гуляние, на свободную игру, когда он ничем не занят сам по себе, но это должно быть вписано в некую канву. И тогда у ребенка возникнет привычка к организованности, к ответственности, что воплотится потом, например, в школьных занятиях. Потому что, если жизнь до школы была хаотическая, потом при переходе в школьную жизнь будет огромный стресс, ведь там уже все всерьез. Если у ребенка не было порядка в жизни, он не сможет подстроиться под школьный ритм, спокойно делать уроки.

– Какие еще важные составляющие режима?

Чем старше ребенок, тем больше должно становиться:

А) ответственности за собственный режим,

Б) обязанностей по отношению к семье, в частности, бытовых, потому что если вся загрузка сводится только к интеллектуальной, соответственно это будет очень однобокое развитие. И будет формироваться потребительское отношение к семье. Поэтому с самого раннего детства в режим должны быть вписаны некоторые обязанности по отношению к другим.

– Можете дать какие-то практические советы?

Дарю замечательную рекомендацию: приготовьте наглядный плакат с расписанием. Если ребенок еще не умеет читать, то его распорядок дня, его ритм хорошо изобразить в картинках. Для школьников это может быть расписание, заполненное от руки, чтобы ребенок это делал сам, тоже очень полезно.

Режим для дошкольника

Но пока ребенок не читает, это может быть, как говорят психологи, некая пентаграмма, серия рисунков: вот малыш встал, вот почистил зубы, вот малыш заправил кроватку вместе с мамой, вот пошел кушать, одевается на гуляние. В картинках должна быть выражена вся последовательность распорядка дня. Многие родители говорят: «Я рисовать не умею». Я бы лично хотела, чтобы такой плакат можно было приобрести в полиграфическом варианте, но любой уровень картинок устроит ребенка. Если уж совсем рисовать не получается, можно вырезать картинки из журналов или скачать из Интернета, качество графического исполнения совершенно не важно. Важно – наглядно вынесенная серия последовательных сюжетов.

– Не хочу гулять! – говорит малыш.

– А что у нас нарисовано на картинке? Так все детки делают.

Дети, которые умеют читать, вместе с мамой заполняют свой распорядок, с часами. Ближе к школе нужно учить ребенка разбираться во времени.

Рекомендации по поводу режима из своей практики: захронометрировать вместе с ребенком его основные дела. «Ты хочешь одеваться быстрее? А давай поучимся с таймером». Ребенок должен знать, что не просто нужно одеться, а на одевание нужно столько-то времени.

И особенно важно, одна из самых типичных проблем – уроки с ребенком. Чтобы делание уроков не растягивалось на часы, ребенок к концу первого класса должен быть обучен основам тайм-менеджмента. Он должен знать, что такое 5, 10 минут, полчаса, что он может успеть за этот период. Ребенок должен знать, что, если он сделает уроки вовремя, уложится в тот интервал, который в его распорядке заложен, то у него будет выбор интересных занятий (не только мультики): погулять, почитать, поговорить с мамой. И тогда эти неприятные обязанности не будут расползаться. Важно, чтобы за режим ребенка взрослый постепенно переставал отвечать. Взрослый человек режим задает, но к середине начальной школы ребенок должен уметь сам по своему режиму двигаться.

85 % всех людей (по данным физиологов) относятся к ритмичным людям, которым в определенном ритме жить проще – просыпаться в одно и то же время, укладываться в одно и то же время. Только 5-7% людей страдают от порядка, но обычно эти особенности проявляются не в детском возрасте.

Человеку любого типа легче жить в режиме, он тратит меньше сил, меньше энергии. Приведу научное понятие, так называемый «динамический стереотип, временной стереотип» (по Павлову) – система реакций на время, т.е. когда в одно и то же время человеку дают завтракать, то у него заранее, за несколько минут начинает выделяться желудочный сок. Когда, примерно в одно и то же время ребенка укладывают спать, у него мозг начинает заранее готовиться к переходу в состояние сна.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: ДЕТИ ЛЮБЯТ ПОРЯДОК ИЗНАЧАЛЬНО, ОНИ СКЛОННЫ К ПОРЯДКУ, ДЛЯ НИХ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ В ПОРЯДКЕ.

Источник

Читайте также:  Грудной ребенок пугается во сне