Врач общей практики в поликлинике и больнице

Понятие совместительства

Трудовое законодательство понимает под совместительством выполнение работником другой оплачиваемой работы в свободное от основной работы время (ст. 60.1 Трудового кодекса РФ – далее ТК РФ). Такая работа выполняется по отдельному трудовому договору (срочному или бессрочному), что отличает совместительство, например, от сверхурочной работы. Совместительство может быть как внутри одной организации, когда работник выполняет трудовые функции более чем на одну ставку (внутреннее совместительство), так и в разных организациях (внешнее совместительство).

Приведем примеры применительно к медицинским работникам.

Врач-травматолог работает пятидневную рабочую неделю в городской больнице с 8.00 до 15.00, а дважды в неделю заступает с 20.00 до 8.00 на ночное дежурство в этой же больнице. Это пример внутреннего совместительства.

Врач-терапевт ведет прием в муниципальной поликлинике с 8.00 до 14.00, а с 16.00 до 19.00 консультирует пациентов частной клиники. Это внешнее совместительство.

Следует также разграничивать совместительство и совмещение – это разные понятия, хотя и близкие по смыслу. При совмещении работник выполняет работу по другой должности у этого же работодателя, но в свое рабочее время, в том числе, для замены отсутствующего сотрудника в случае необходимости (ст. 60.2 ТК РФ). Например, врач-гинеколог работает в поликлинике по своей основной специальности (акушер-гинеколог) с 9.00 до 17.00 по пятидневной рабочей неделе, и одновременно выполняет обязанности врача ультразвуковой диагностики при необходимости провести диагностическое обследование пациенту. При совмещении заключается не отдельный трудовой договор, а дополнительное соглашение к уже имеющемуся.

Каких-либо ограничений по количеству совместительств законодательством не установлено, их может быть сколько угодно (ч. 2 ст. 282 ТК РФ). Однако при этом у медработников обязательно должны соблюдаться нормы рабочего времени, на чем мы подробно остановимся ниже.

На медицинских работников распространяются все общие положения главы 44 ТК РФ о совместительстве, однако некоторые особенности применительно к медикам установлены рядом подзаконных нормативных актов (ч. 6 ст. 282 ТК РФ).

Зубной врач

Специалист 3 года учится в медицинском колледже, изучает строение, особенности зубочелюстной системы, обучается простейшим стоматологическим манипуляциям. Но выполнять сложное протезирование, проводить коррекцию прикуса или лечить пульпит врач со средним медобразованием не должен.

Методы лечения невралгии тройничного нерва в домашних условиях описаны на этой странице.

Что делает зубной врач:

  • осматривает полость рта;
  • выясняет причину боли;
  • выявляет и лечит заболевания дёсен;
  • пломбирует зуб при небольшой степени разрушения тканей;
  • объясняет правила гигиены ротовой полости;
  • даёт советы по выбору зубной пасты, ополаскивателя, зубной нити, ирригатора полости рта;
  • при выявлении пародонтоза, пародонтита, глубокого кариеса, пульпита, кривизны единиц зуба, разрушенного на 50% и более, других сложных патологий направляет на консультацию к узкому специалисту.

Где работать

Профессионалы могут трудиться в:

  • участковых поликлиниках;
  • городских больницах;
  • здравпунктах;
  • хосписах;
  • частных клиниках и медицинских центрах;
  • учебных заведениях и рабочих предприятиях;
  • детских развлекательных лагерях.

Также врачи могут открыть свой кабинет приема и самостоятельно лечить больных.

В каждом медицинском учреждении свои особенности работы и контингент заболевших.

Врачи в амбулаториях лечат больных на амбулаторном этапе, помогают людям с хроническими патологиями.

Топ-5 групп пациентов амбулаторий:

  1. Больные с артериальной гипертензией: чаще всего это граждане старше 45 лет и патологиями других систем, страдающие избыточным весом и курением. Врачи ставят их на учет и наблюдают в течение года не реже 1 раза в три месяца.
  2. Больные с хроническими формами ИБС: в эту группу входят больные со стабильной стенокардией и постинфарктным кардиосклерозом, они нуждаются в постоянном наблюдении и индивидуальным планом лечения и профилактики рецидивов инфаркта миокарда.
  3. Больные с сахарным диабетом: врачи наблюдают больных с СД первого и второго типов в стадии компенсации и субкомпенсации, следят за тем, чтобы патология не перешла в тяжелую стадию.
  4. Больные с простудными болезнями: самая обширная группа. К участковым терапевтов обращаются больные с ОРЗ, бронхитами, пневмониями, туберкулезом и патологиями дыхательной системы. Задача врачей — верно назначить лечение и при необходимости направить к пульмонологу или фтизиатру.
  5. Больные на постинсультной реабилитации: в эту группу входят те, кто нуждается в постоянном контроле и коррекции факторов риска повторного рецидива инсульта. Участковый терапевт совместно с реабилитологом разрабатывают план восстановления и помогают успешно ее пройти.

Врачи в больницах чаще лечат больных в среднетяжелом и тяжелом состоянии, оказывают неотложную помощь и проводят реанимационные мероприятия.

Топ-5 групп пациентов стационаров:

Врачи в хосписах лечат больных в критическом состоянии, помогают им облегчить боль и заботятся о них в последние часы их жизни.

Врачи на рабочих предприятиях осматривают и лечат работников, они специализируются на профессиональных заболеваниях.

Продолжительность рабочего времени медработников

Напомним, что рабочее время – это время, когда работник в соответствии с условиями трудового договора должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды времени, приравниваемые в ряде случаев к рабочему (время простоя, командировки, перерывы на прием пищи и т.д.) (ч. 1 ст. 91 Трудового кодекса РФ – далее ТК РФ). Общая продолжительность рабочего времени для всех работников не должна превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ).

Для медицинских работников эта величина ниже – не более 39 часов рабочей нагрузки в неделю (ч. 1 ст. 350 ТК РФ). Однако и из этого правила есть немало исключений. В зависимости от отрасли медицины, в которой трудится врач, от занимаемой им должности, специфики работы, наличия вредных и опасных факторов, предельная продолжительность рабочего времени может быть еще ниже, вплоть до 24 часов в неделю. Эти особенности установлены постановлением Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» от 14.02.2003 № 101 (приложения 1, 2, 3). Для удобства восприятия мы представили их в виде таблицы.

Продолжительность рабочего времени Медицинская деятельность (специальность)
36 часов в неделю Работа в инфекционных и кожно-венерологических отделениях
Работа в лечебно-профилактических учреждениях (больницах, центрах, отделениях, палатах) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями
Работа в лепрозориях
Медпомощь пациентам с психическими заболеваниями
Медпомощь, обслуживание и уход за детьми-инвалидами, умственно-отсталыми детьми, с поражениями ЦНС
Работа, связанная с сероводородными и сернистыми ваннами, грязелечением
Освидетельствование граждан, страдающих психическими заболеваниями
Работа на станциях скорой помощи
Вирусологи, бактериологи, эпидемиологи при работе с особо опасными инфекциями
Работа в противочумных учреждениях
Работа на станциях переливания крови
Работа в лечебно-исправительных учреждениях для принудительного лечения лиц, больных наркоманией, алкоголизмом
Работа в барокамерах, кессонах, боксах
Микрохирурги, микрососудистые хирурги
Работа с рентгеновским излучением, лучевой терапией
Работа с нейронными источниками, линейными ускорителями, открытыми радиоактивными источниками
33 часа в неделю Врачи, ведущие исключительно амбулаторный прием больных
Работа полный день на генераторах ультракоротковолновой частоты мощностью выше 200 Вт
Стоматологи
30 часов в неделю Работа с туберкулезными больными, включая их освидетельствование
Работа в патолого-анатомических учреждениях и отделениях
Судмедэксперты
Деятельность, связанная с заготовкой и консервацией трупной крови
Работа с гамма-излучением, рентгеном, флюорография
24 часа в неделю Врачи, непосредственно осуществляющие гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях

Работодателю при определении продолжительности рабочего времени конкретных медработников, нужно учитывать не только занимаемую ими должность и (или) их специальность, но и фактические условия труда, которые определяются по результатам спецоценки условий труда (ч. 2 ст. 92 ТК РФ).

Не стоит забывать о том, что на медработников распространяются и общие основания сокращения рабочего времени, предусмотренные ст. 92 ТК РФ:

  • работники в возрасте от 16 до 18 лет, а также инвалиды I и II группы могут быть заняты не более 35 часов в неделю;
  • работники, условия труда которых в результате спецоценки отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, и женщины, трудящиеся в сельской местности, — не должны работать более 36 часов в неделю (ст. 263.1 ТК РФ).

Кто понимается под медицинскими работниками

К числу медицинских работников относятся лица, имеющие медицинское или иное специальное образование, оказывающие профессиональную медицинскую помощь или осуществляющие иную медицинскую деятельность в медицинской организации, либо индивидуальный предприниматель, непосредственно занимающийся медицинской деятельностью (подп. 13 ст. 2 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Медицинский персонал делится на категории в соответствии с приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н):

  1. Врачи (специалисты с высшим медицинским образованием).
  2. Эксперты (специалисты с высшим немедицинским образованием – биологи, медицинские физики, судебные эксперты, психологи и т.д.).
  3. Средний медперсонал (специалисты со средним медицинским образованием): фельдшеры, акушеры, медсестры.
  4. Младший медперсонал: санитары, сестры-хозяйки, санитары-водители.

Следует иметь в виду, что сотрудники медицинских организаций, осуществляющие административную и хозяйственную деятельность, не считаются медицинскими работниками и их труд регулируется на общих основаниях, без каких-либо особенностей. Например: диспетчер на станции скорой помощи, уборщики служебных помещений и т.д.

В то же время судебной практике известны случаи, когда и иные специалисты, работающие в медучреждении и оказывающие профессиональную помощь, признаются не осуществляющими медицинскую деятельность. Так, медицинский психолог, состоящий в штате городской поликлиники, имеющий высшее профессиональное немедицинское образование, не была отнесена судом к числу медицинских работников. В связи с этим установление ей 40-часовой рабочей недели признано правомерным (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 05.06.2014 по делу № 33-7717/14).

Что касается руководителей медицинских организаций (главные врачи, директора, заведующие и т.п.), то вышеупомянутым приказом они также относятся к медработникам, однако их рабочее время регулируется с особенностями при условии, что по трудовому договору и должностной инструкции они осуществляют медицинскую деятельность, а не только общее руководство (письмо Минздрава РФ от 29.06.2012 № 12-1/10/2-362 «Об отнесении отдельных должностей работников к категории медицинских работников»).

Стоматолог-терапевт

Чем отличается зубной врач от стоматолога-терапевта? Зубной врач ограничен в своих возможностях: вылечить глубокий кариес, осложненный пульпитом, или восстановить сильно разрушенный зуб ему не позволит квалификация. Конечно, запломбировать небольшую дырочку в зубе в его власти, но более сложными случаями занимается стоматолог-терапевт.

На приеме доктор, осматривая ротовую полость пациента, поставит правильный диагноз, вылечит кариесы, пульпиты, периодонтиты любой сложности, подготовит рот для протезирования, удалит воспаленный нерв, идеально восстановит форму сломавшегося зуба.

Пациенты, заботящиеся о здоровье и состоянии своего рта, посещают этого специалиста не менее раза в полугодие. Тогда у зародившегося кариеса не будет шансов на развитие. А если появилась кровоточивость в деснах, их покраснение, непонятные боли без видимых причин, реакция зубов на температуру при приеме пищи, в этой ситуации откладывать на потом посещение профессионала и вовсе не следует.

Итак, мы выяснили в чем заключается отличие зубного врача от стоматолога-терапевта. Рассмотрим другие специализации докторов в этой сфере.

Запись

Оптимальный вариант – когда такой специалист у вас есть. Вы договариваетесь о времени и месте визита. Если еще не определились с кандидатурой, самое время заняться поисками будущего семейного врача. Это будет тот человек, который в сложных ситуациях придет к вам на помощь.

Справочные медицинские службы помогут подобрать подходящего по району проживания и предоставят его контактные данные. Такая информация размещается на сайтах районных поликлиник, больниц. Взаимопонимание и доверительные отношения – залог выздоровления. Рекомендации – аргумент для выбора подходящего вам специалиста.

Врач общей практики – кто это, чем занимается?

При обращении в поликлинику, либо любое другое учреждение в первую очередь вас направят к общему семейному специалисту.

Данный вид специализации несколько отличается от терапевтической. Врач общей практики изучает развитие болезней более детально, и способен самостоятельно диагностировать и лечить пациента.

Достаточно часто клиенты самостоятельно диагностируют себя, и посещая заведение, уже знают талончик к какому специалисту им необходимо получить. Однако точно определить патологию клиент в большинстве случаев не может.

Дело здесь не только в отсутствии медицинского образования, но и отсутствии реальной практики. Заболевание – явление серьезное, затягивать с ним не стоит. Поэтому чтобы верно определить начальный диагноз и правильно выбрать узкого специалиста, посетить семейного медика все равно придется.

В студенческие годы будущий доктор исследует общее развитие всевозможных заболеваний. Консультацию специалист может проводить не зависимо от половой и возрастной принадлежности обращающегося, именно поэтому он называется семейным.

К семейному специалисту направляют во время профосмотра. В таком случае обследование включает только взвешивание, осмотр, вопросы о наличии тех или иных недомоганий.

В каких ситуациях посещают специалиста?

Несмотря на то, что медик проходит обучение по всем разновидностям патологий, обращаться к нему надлежит не всегда. Допустим, если в случае ушибов, переломов и других видов травм, посещать надо сразу травматолога, не тратя время зря.

Хотя специалист и считается общим, круг его практики не столь уже и широк. Рассмотрим для начала основные обязательства медика:

регулярная поверка пациента на наличие онкологии;
определение нормального веса для пациента и его коррекция;
профилактика всех разновидностей атеросклероза (особенное внимание уделяется посетителям зрелого возраста);
систематический осмотр женщин при беременности, а также их консультация;
назначение терапевтического курса при патологии вен и сосудов конечностей.

Если говорить о том, когда стоит навестить специалиста, то исключений здесь почти нет. Многие медики советуют более внимательно отнестись к процессам собственного организма. Именно невнимательность и безответственность усугубляют ситуацию.

Обращаться к медику стоит при возникновении болей в любых областях тела, не исключая головные боли, которые уже принято считать нормой. Прийти к доктору надлежит при ощущении частой, беспричинной усталости, внутренней тяжести.

Кроме того, обращать внимание стоит на проблемы с памятью, возникновение рассеянности, либо быстрого появление утомляемости. Есть и другие поводы для визита пациента:

Есть и другие поводы для визита пациента:

быстрое похудение, если не подключалось диетическое питание и физические нагрузки. Для молодых женщин это часто повод радости, однако ускоренный спад веса – известный симптом рака желудка или яичников. Последняя патология относится только к представительницам прекрасного пола;
затемненный цвет стула является распространенной предпосылкой для назначения анализов на наличие язвы или онкологии желудка. С такого рода патологией шутить нельзя
Еще одно основание для изменения цвета – внутреннее кровотечение, что тоже несет не малую опасность;
в зрелых и пожилых годах уделают внимание распространённой симптоматике инсульта

Здесь важно информировать пациента в возрасте
Предвестники такие: звон в ушах, ухудшение чувствительности кожи, сложности в речи, неестественное искривление при попытке улыбнуться, внезапные возникновения слабости;
не затягивают с посещением семейного врача при внезапном возникновении сильных головных болей. Это классический признак аневризма или нарушения кровяного обогащения;

еще одна часто встречаемая причина обращений – бактериальный менингит

Известный его признак – болевой синдром в области шеи, что сопровождается головной болью и повышением температуры. На начальном этапе болезнь реально устранить применением антибиотиков, а вот при затяжном заболевании предотвратить отек головного мозга уже не так просто.

Как выучиться на врача

Чтобы стать врачом, абитуриентам нужно окончить 11 классов школы, а затем поступить в медицинский университет на факультет «Лечебное дело». Срок учебы на данном факультете составляет 5,5 — 6 лет, учеба идет по программе специалитета и только на очном отделении.

После вручения дипломов выпускники могут сразу начать трудиться в стационарах, в здравпунктах или частных и государственных центрах. Те, кто хочет выучиться на узкую специальность, должны подать документы в ординатуру. Ординатура длится 2−7 лет в зависимости от специализации. В период учебы ординаторы глубоко изучают некоторые дисциплины. Они также могут писать научные статьи для получения степени.

Для поступления в медицинский вуз нужно подать в комиссию документы:

  • копии СНИЛСа и паспорта;
  • заявление;
  • аттестат;
  • результаты ЕГЭ или внутренних экзаменов;
  • справку (ф.086/у);
  • несколько цветных фото 3*4 или 4*6 см.

Что делает врач терапевт

Практически каждый человек бывал в больнице и примерно знает кто такой терапевт и что он делает. В основном этот специалист занимается диагностикой и нехирургическим лечением болезни. Его сфера знаний позволяет работать практически со всеми заболеваниями, но в большинстве случаев он имеет дело с простудами, ОРВИ и подобными недугами. Терапевт — это первый врач, к которому следует обращаться для выявления заболевания. Он сможет определить заболевание на основе ваших жалоб и определить диагноз на основании первичного осмотра. Если данных окажется недостаточно для постановки верного диагноза, терапевт назначит дополнительное обследование у других специалистов.

Чем занимается врач терапевт

На приеме у этого специалиста вы можете узнать следующие данные о своем здоровье:

  • Информация о вашем заболевании на основе прослушивания легких, осмотра слизистой оболочки рта и области гортани, пальпации и жалоб.

  • Сбор анамнеза, который выполняется всеми доступными способами, в том числе с помощью истории болезней.

  • Определение показаний для срочного лечения, в том числе и хирургического.

  • Выявление факторов, влияющих на развитие хронических заболеваний и т.д.

Терапевт смотрит на все проявления, которые могут прямо или косвенно указать на наличие какой-либо болезни, впоследствии это поможет быстро узнать, что именно способствовало ухудшению здоровья пациента.

Также в обязанности этого врача входит:

  • Расшифровка пройденных обследований для определения типа и тяжести заболевания.

  • Работа в рамках призывной комиссии.

  • Участие в проведении диспансеризации.

  • Работа с медицинскими документами.

Источник фото: drobotdean/freepik

Перспективы трудоустройства по профессии

Ввиду того, что все шире среди населения распространяется понимание – болезни нужно предупреждать, а не лечить на запущенной стадии, профессия семейного врача становится популярнее из года в год.

Он может найти работу в обычном медицинском учреждении – государственной либо частной поликлинике. Можно также практиковать частным образом, открыв собственный кабинет. Подобные специалисты необходимы в органах управления системы здравоохранения и в научно-исследовательских институтах.

Кем работает выпускник ординатуры:

врач общей врачебной практики.

В настоящее время уровень зарплат для таких специалистов достаточно высокий. После окончания вуза можно рассчитывать на ставку от 30 тысяч рублей.

Когда появится профессия онлайн-терапевта

В России уже практикуют телемедицину в государственных и частных клиниках, сервисах «Яндекс.Здоровье», SmartMed, «Доктор рядом» и других. Но по текущему законодательству врачам пока нельзя дистанционно ставить диагноз. В их полномочиях — дать консультацию, рекомендовать пациенту прийти на очный прием и следить за лечением пациентов с подтвержденным диагнозом.

При этом с 28 января 2021 года медицинские компании могут подать заявку в Минэкономразвития и на три года войти в список организаций с экспериментальным правовым режимом. Медики таких компаний смогут поставить диагноз онлайн.

Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины «Инвитро»:

«Есть врач, который часть медицинской помощи оказывает дистанционно, а часть очно. Соотношение этих составляющих будет зависеть от специальности врача и контингента его пациентов. Возможно в будущем доля онлайна будет расти. Но сегодня первичные консультации дистанционно очень ограничены законом. Дистанционный мониторинг и ведение пациентов лечащим врачом, который до этого помогал очно, — то, что сейчас допустимо в широких пределах».

Еще одно исключение — государственная платформа телемедицины. Платформой уже пользуются жители Московской, Владимирской, Ростовской, Калужской, Белгородской областей и Пермского края. В течение этого года систему хотят запустить по всей России через аккаунт на «Госуслугах».

Как стать онлайн-терапевтом

Врач — профессия, которая по-прежнему требует профильного высшего образования. В подавляющем большинстве случаев это будет очное обучение. В стандартный набор экзаменов для поступления в российские медвузы входит сдача ЕГЭ по биологии и химии. Получить навыки, например, программирования и анализа данных проще. Изучить язык до начального уровня можно за полгода-год.

Экономика образования

Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных

А вот soft skills развивают на практике. У каждого «гибкого» навыка свои уровни и критерии развития. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше развиваются навыки. Главное — получать обратную связь и анализировать прожитый опыт, иначе вы будете стоять на месте.

Экономика образования

Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Стоматолог-ортопед

А чем отличается зубной врач от стоматолога-ортопеда? В наше время – это одна из самых нужных и востребованных специальностей. Теряя зубы, человек утрачивает способность полноценно и качественно пережевывать пищу, а ортопед помогает восстановить ему эту функцию посредством протезирования. Таких методов сейчас несколько, и протезы могут сниматься на ночь или постоянно находиться во рту. Существует еще протезы условно-съемные – это коронки, мосты, штифты, импланты.

Съемные протезы сравнительно недороги и устанавливаются быстро, выглядят естественно и служат долго. Коронки, мосты ставятся, когда удален один или несколько зубов. Еще доктор, возможно, предложит несколько вариантов современных методик на выбор.

Преимущества и недостатки

К преимуществам работы врача относятся:

  • сменный рабочий график и возможность восстанавливать силы;
  • достойная заработная плата и стимулирующие выплаты за переработки и ночные смены;
  • карьерные перспективы;
  • практически гарантированное трудоустройство с выбором места (амбулаторная клиника, стационар, частный мед. центр и др.);
  • отпуск от 45 дней;
  • возможность каждый день изучать интересные клинические случаи;
  • полезные знакомства в сфере медицины;
  • новый опыт при общении с коллегами;
  • возможность следить за здоровьем своей семьи и профилактировать некоторые болезни, опираясь на свой профессиональный опыт.

К недостаткам относятся:

  • необходимость выходить на смену в выходные дни и в праздники;
  • высокий уровень административной и уголовной ответственности за жизни больных и свои действия;
  • необходимость отрабатывать дополнительные смены при недостатке кадров;
  • обязанность общаться с разным контингентом населения;
  • высокие психологические и физические нагрузки, повышающие риск развития психосоматических патологий.

Детский стоматолог

Чем отличается зубной врач от детского стоматолога? Строение полости рта ребенка, как и всего организма, имеет свои особенности, поэтому и зубы малолетних пациентов должен лечить непосредственно детский врач-стоматолог.

Многие считают, что молочные зубы сами выпадут и пломбировать их необязательно, а если они и начали портиться, то надо их просто удалить. В действительности от их состояния зависит здоровье ребенка в будущем, и если, не задумываясь, уничтожать больные зубы, то их коренные последователи тоже будут подвержены кариесу и вырастут кривыми.

Лечение детских зубов требует специальных инструментов и материалов, особой аппаратуры и способов обезболивания – все это должен знать детский стоматолог. К этому надо добавить, что выправление неправильного прикуса тоже входит в его обязанности. От него требуется знание детской психологии, умение обращаться с ребенком во время лечения, обаяние, сдержанность, доброжелательность. Этими качествами должен обладать профессионал, занимающийся с детьми, чтобы малыш смог преодолеть страх и, не впадая в истерику, дал ему качественно и хорошо выполнить свою работу. И от того, какие воспоминания останутся у ребенка от посещения зубного кабинета, будет зависеть то, как он будет впоследствии относиться к визитам туда на протяжении всей жизни. Вот чем отличается стоматолог от зубного врача в детской поликлинике.

Требования к образованию, обучению и опыту работы

Требования к образованию и обучению врача-терапевта участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:

  • высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.;
  • высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
  • подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
  • дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Можно сделать вывод, что авторы профессионального стандарта ориентировались на квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (требование 2-4), а также на приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (требование 1).

Тем не менее, предложенная профстандартом редакция требований к образованию предполагает неверное толкование, в соответствии с которым для работы врачом-терапевтом участковым достаточно выполнения одного из указанных выше требований (равно как можно думать, что необходимо выполнение всех 4 требований). На самом же деле первое требование (специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.) по логике должно относиться исключительно к выпускникам медицинских вузов, которые теперь уполномочены (почти) приступать к работе после прохождения первичной аккредитации, минуя этап ординатуры. Остальные же требования очевидно относятся к «полноценным» врачам, получившим также послевузовское образование в интернатуре/ординатуре, притом, что третье требование (подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия») и четвертое требование (ДПО) напрямую привязано к выполнению второго (высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело») и прав на «самостоятельную жизнь» не имеют.

Кроме того, новым профстандартом не предусмотрена возможность назначения на должность врача-терапевта участкового врачей со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)», несмотря на то, что это фигурирует в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н. Квалификационные требования к образованию в этом случае такие: высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» либо профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии высшего образования (ординатура) по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия». Тем не менее, повторяемся, что данные нормы не нашли отражения в профстандарте.

Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию (должны быть выделены три альтернативных варианта требований к образованию и обучению врача-терапевта участкового):

  • I. Высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
  • II. Высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
    • б) с дополнительным профессиональным образованием — профессиональной переподготовкой по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
  • III. Высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
    • б) с дополнительным профессиональным образованием — профессиональной переподготовкой по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии подготовки в ординатуре по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия».

Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях.

Особенности профессии

Мануальная терапия включает в себя как относительно жесткие, так и мягкие приёмы воздействия. Мягкое воздействие называют остеопатией. Поэтому мануальный терапевт и остеопат – это по сути одна и та же специальность. (Остеопатия: от греч. osteon – кость + pathos – болезнь.)

Не только мануальный терапевт воздействует на тело руками, но и массажист. Но эти две профессии не сопоставимы друг с другом ни по уровню квалификации, ни по силе воздействия на организм.

Да, мануальный терапевт работает руками, как и массажист. Однако массажист работает только с мягкими тканями: разминает, растирает, поглаживает или постукивает. Он не имеет права воздействовать на позвоночник или суставы, что-то «вправлять» или «ставить на место».

Манипуляции на позвоночнике, в том числе на шее, может проводить только мануальный терапевт (в народе такого врача называют мануальщиком).

Перед тем, как приступать к лечению, нужно обследовать больной орган. Осмотрев больного, расспросив о жалобах, врач назначает дополнительные исследования. Например, рентген. Лишь получив снимок или заключение рентгенолога, мануальный терапевт может приступить к терапии.

Поэтому никогда мануальный терапевт (если он не шарлатан) не работает вне связи с медицинским учреждением.

Для хорошего результата требуется несколько сеансов. Исправить  проблему за один раз часто оказывается невозможно.

Главный девиз любого врача: не навреди! Поэтому мануальщик избегает чрезмерных, опасных воздействий. Многие современные специалисты отдают предпочтение наиболее мягким, остеопатическим методикам. В процессе работы врач следит за самочувствием пациента.

Когда человеку требуется помощь мануального терапевта?

Как показывает практика, всю жизнь.

Остеопатическое лечение может понадобиться даже младенцу, если, например, в процессе появления не свет у него сдвинулись шейные позвонки. Чем раньше ему окажут помощь, тем меньше проблем с сосудами головы у него будет потом.

Дальше, в процессе жизни, у человека накапливаются проблемы опорно-двигательного аппарата. И многие из них связаны, с позвоночником. Поэтому к мануальщику приходят и молодые, полные сил люди, и пожилые, у кого проблемы могут осложняться остеопорозом.

Особенно бережно мануальный терапевт работает с маленькими детьми и стариками. К ним он применяет максимально мягкие техники.

Главная задача мануального терапевта – наладить биомеханику позвоночника, мышц, костей и связок. Нарушение этой биомеханики сказывается на работе и мозга, и внутренних органов.  А это значит, что работа мануального терапевта имеет значение для всего организма.

Мануальщик может помочь человеку, если мышцы пережимают сосуды или происходит защемление нерва, при искривлении позвоночника, при грыже позвоночных дисков и пр.

Конечно, одними только мануальными методами избавить человека от позвоночной грыжи нельзя. Но врач может разгрузить ту часть позвоночника, где она образовалась.

Кроме того, врач-мануальщик может избавить от многих болезней, которые на первый взгляд никак не связаны с ортопедическими или позвоночными проблемами. Среди них –  болезни эндокринной, дыхательной, пищеварительной систем. Это тоже связано с проблемами иннервации, прохождения лимфы и кровоснабжения органов.

Организм человека – очень сложная и сбалансированная система, в которой имеет значение каждая «мелочь». Например, к болезни внутреннего органа может привести смещение позвонков, которое развилось из-за неправильной осанки. А травма пальца на ноге способна испортить походку, что в свою очередь приведёт к артрозу тазобедренного сустава.

Врач-мануальщик может разобраться в первопричинах и объяснить человеку, на что обратить внимание, чтобы болезнь не возвращалась. К сожалению,  возможности мануальной терапии не беспредельны

Иногда вылечить больного можно только с помощью операции. Хирургическим лечением позвоночника занимается нейрохирург

К сожалению,  возможности мануальной терапии не беспредельны. Иногда вылечить больного можно только с помощью операции. Хирургическим лечением позвоночника занимается нейрохирург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector